Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Новости / Торжество Духа и Истины

Торжество Духа и Истины

Торжество Православия. Византийская икона XIV века
А+
Распечатать
Фото: public domain

В первое воскресенье Великого поста Церковь отмечает праздник с  величественным названием – Торжество Православия. В этот день в  православных храмах на праздничный аналой выносятся для поклонения верующим иконы Христа и Богоматери. Такой выбор праздничных икон неслучаен и связан с историей возникновения праздника.

В VIII веке в Византийской империи начались гонения на христиан, почитавших мощи святых и иконы. Противники почитания икон ссылались на ветхозаветную заповедь – «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»  (Исх. 20:4-5). Иконоборцев поддержали византийские императоры Лев III Исавр и Константин  V. Сторонники почитания икон заключались в темницы, архиереи лишались кафедр, а священники изгонялись со своих приходов. Во время гонений погибло множество произведений искусства: чудотворных икон, мозаик, фресок, скульптур.

Для решения вопроса о почитании икон в 787 году трудами святой императрицы Ирины был созван  VII  Вселенский Собор. На нем было принято решение о том, что почитание икон не противоречит православной вере. Отцы Собора разъяснили сомневающимся, что, почитая икону, мы почитаем не материал иконы, доску или краску, а того, кто изображен на иконе. Почитая образ, тем самым мы воздаем хвалу и славу первообразу. Икона становится как бы окном в Царствие Божие, являя в видимых образах невидимую божественную реальность и  свидетельствуя о ней.

Однако после Собора споры о почитании икон не утихали еще более полувека. Лишь в 843 году при патриархе Мефодии и святой императрице Феодоре иконопочитание было восстановлено окончательно. Православная вера вновь восторжествовала над еретическим заблуждением. В честь этого радостного события патриархом Мефодием был установлен праздник и составлен особый чин, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.  

Позднее, в XIIXIV веках смысл праздника несколько изменился. Теперь он знаменовал не только победу Православной Церкви над ересью иконоборчества, но и вообще торжество Православия как единственной спасительной веры над всеми еретическими заблуждениями. Во время совершения чина Торжества Православия диакон от лица всех молящихся произносит Символ веры, возглашает многолетие всем ныне исповедующим православную веру и вечную память всем усопшим, веровавшим во Христа. Тем самым он провозглашает единство всей Православной Церкви в христианской вере и ее верность принятому от апостолов и сформулированному Вселенскими Соборами православному вероучению.

Изначально текст чина Торжества Православия содержал в себе анафематствование (отлучение от Церкви) еретиков. В Русской Церкви в XVIIXVIII вв. в него включали и  государственных преступников Степана Разина и Григория Отрепьева. В период советской власти в Русской православной церкви анафематизмы были исключены, и в настоящее время они отсутствуют в тексте службы.

Совершая чин Торжества Православия, мы празднуем не просто историческое событие. Как писал в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский, «мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения». Православная вера выше сил человеческого разума и не может быть принята и исповедана без божественной помощи. Апостол Павел пишет: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Торжество Православия есть торжество Истины над ложью, торжество Бога в душах и  сердцах людей, торжество истинной Церкви как Царствия Божия на земле. 

3
Суб
2016