Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Тираспольская епархия объявила конкурс на создание геральдического герба

​Тираспольская епархия объявила конкурс на создание геральдического герба

 
А+
Распечатать
Фото: Русская Икона

Как сообщается на официальном сайте Тираспольско-Дубоссарской епархии, 12 декабря объявлен открытый конкурс на создание епархиального геральдического герба для дальнейшего его использования в качестве официального символа.

В Положении о конкурсе говорится, что герб епархии должен «с помощью символических изображений и цветовых комбинаций наиболее выразительно, содержательно и лаконично» отражать «исторические традиции Тираспольско-Дубоссарской епархии, географическое расположение, православную символику в соответствии с геральдическими и геральдико-правовыми нормами».

При этом в Положении определен круг графических элементов, которые должны обязательно присутствовать в символике герба. К ним отнесены: «митра, архиерейский жезл, крест восьмиконечный, лента с надписью: ”Тираспольско-Дубоссарская епархия”, а также другая православная символика». 

Определены также основные цвета, которые авторы проектов должны использовать при разработке своих вариантов епархиального герба — это фиолетовый, красный и белый. 

Победитель конкурса будет награжден дипломом и «поощрительным призом в денежном эквиваленте», сказано в Положении.

Конкурс проводится в течение полутора месяцев, с 12 декабря 2016 г. по 1 февраля 2017 г. Награждение победителей состоится в день праздника Сретения Господня, 15 февраля.


Церковная геральдика. Существует ли она в православии?

Как считает автор книги «Истоки русской геральдики» художник и архитектор Андрей Силаев, до сих пор православная геральдика и ее история практически не исследованы. «Ни до, ни после октябрьского переворота 1917 года ей не уделялось серьезного внимания, о самом ее существовании фактически никто даже не задумывался. В этом вопросе, как и во множестве других, выразился парадокс атеистического мышления — не признавая существования Создателя, объявлять реальностью только Им созданное, а, провозглашая геральдику феноменом христианской культуры, принципиально не замечать системообразующую роль Церкви в становлении и развитии этой культуры», — говорится на сайте А. Силаева.

По его мнению, глубоко символичное христианское искусство обусловило формирование и развитие специфического направления — церковной геральдики.

Например, для исторически грекоязычных православных церквей, наследовавших культуру Византии, характерно использование изображения двуглавого орла, который на греческих землях никогда не был государственной эмблемой, но приобрел сугубо церковное значение. При этом, полагает А. Силаев, в самой Византии «геральдического обычая в современном понимании этого термина практически не существовало. Не стоит удивляться и тому, что в большинстве отпочковавшихся от Вселенской Церкви поместных Церквей нет собственных герольдий».

Напротив, в тех православных странах, культура которых тесно соприкасалась с западным христианством и опиралась на западноевропейский опыт, геральдическая традиция развивалась широко и разносторонне.

Так, еще в средние века гербы были широко распространены в Сербии; личными гербами здесь обладали не только патриархи и епископы, но и священнослужители и даже диаконы. В сербской геральдике активно использовались изображения византийских орлов, грифонов, прямого креста в окружении кремневых кресал, а с XIII века — один из византийских символов — в красном поле белый крест, сопровождаемый в межкрестиях четырьмя огнивами. 

Некоторые исследователи предполагают, что первоначально эти фигуры имели форму полумесяцев или звеньев разорванной цепи. Однако иногда сопровождающие крест фигуры трактуются как буквы. Византийские греки видели в них букву «бета» и читали фразу из четырех начинающихся на «б» слов как «Басилевс басилевсов, правящий над басилевсами». Сербы же видели в рисунке огнива кириллическую букву «слово» и истолковывали эти четыре знака как начальные буквы девиза: «Только единство спасает сербов».

В Русской православной церкви геральдическая традиция была не столь распространена. Личными гербами обзаводились лишь некоторые иерархи — например, митрополит Киевский Петр Могила или патриарх Никон.

Герб патриарха Никона, гравюра, 1659 г.

Личный герб патриарха Никона оказался единственным в своем роде геральдическим памятником XVII века, его создание послужило отправным моментом в формировании геральдической культуры Русской православной церкви. 

Личным гербом обладал святитель Димитрий Ростовский (XVIII в.).

В синодальный период своей истории Русская церковь, подчиненная государственному бюрократическому аппарату, не имела возможности развивать собственную геральдику — это противоречило законодательству Российской империи. То же положение дел сохранилось и после 1917 года.

Из известных церковных деятелей XX века личным гербом обладал протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926—1992).

В постсоветский период едва ли не единственным элементом церковной геральдики, сохранившимся в Русской церкви, стали патриаршие штандарты (были введены при патриархе Алексии II). По некоторым данным, патриарх Алексий II также давал поручение разработать герб Московского патриархата. Предполагалось, что герб в последующем будет помещен на патриаршую мантию. Однако до реализации идеи дело не дошло.

В 2000-е годы церковная геральдика получила некоторое развитие за счет создания собственных гербов отдельными епархиями Русской православной церкви.


Епархиальная, монастырская и приходская геральдика

В последние годы несколько епархий Русской православной церкви учредили собственные гербы. Они создавались как в ходе открытых конкурсов, так и специально приглашенными авторами. 

В 2002 году А. Силаев разработал проект герба Воронежско-Липецкой епархии. Однако проект вскоре потерял свою актуальность, поскольку в 2003 году епархия была разделена на две самостоятельных кафедры — Воронежскую (Воронежскую и Лискинскую) и Липецкую (Липецкую и Елецкую).

В 2010 году коллектив авторов, в который вошли декан исторического факультета Харьковского национального университета, доктор исторических наук, профессор Сергей Посохов, Директор Центра краеведения Харьковского национального университета, профессор Сергей Куделко, протодиакон Максим Талалай, главный художник г. Харькова Светлана Дуденко и художник Геннадий Мироненко, представил герб Харьковской епархии Украинской православной церкви.

В создании герба также принимал участие викарий Харьковской епархии, архиепископ Изюмский Онуфрий.

Участники творческой группы трудились над разработкой проекта около полугода.

Корпоративный стиль Русской Православной Церкви: где его искать?
​Корпоративный стиль Русской Православной Церкви: где его искать?

Богатейшая церковная традиция вмещает в себя культуру изображения, написания и сочетания самых различных символов и декоративных элементов. Насколько вообще совместимы такие понятия как Церковь и дизайн?

Подробнее

Герб Харьковской епархии представляет собой щит овальной формы, который рассечен и пересечен (четверочастный). Поле правой стороны — зеленое (в церковной православной символике зеленый цвет напоминает о зеленой мантии — одном из знаков патриаршего достоинства; в Харьковской области этот цвет используется в гербах города и области), поле левой стороны — лазоревое (синее), которое символизирует цвет митрополичьей мантии. 


Эскизный проект герба Харьковской епархии

Фото: Православна ХарківщинаСуженные столб и пояс образуют центральный крест. Щит окаймлен золотой каймой. В первой части щита помещен нательный мраморный крест, найденный на Донецком городище. 

Во второй части щита изображена виноградная лоза — древний христианский символ (кисть винограда содержит 27 ягод, по числу районов современной Харьковской области). 

В третьей части изображен белый восходящий орел (фронтально, распростершим крылья, голова повернута геральдически вправо) — символ родового герба первого епископа Слободско-Украинского и Харьковского Христофора (Сулимы; +1813). 

В четвертой части щита изображен омофор, поскольку церковно-административный и исторический центр Харьковской епархии находится в Свято-Покровском монастыре. 

В качестве навершия выступают архиерейская митра, а также верхние части архиерейского жезла и запрестольного креста. По сторонам от щита стоят фигуры харьковских святых — святителя Мелетия и священномученика Александра, которые символизируют более чем двухвековую историю епархии. 

На девизной ленте пурпурного цвета имеется девиз «Вера и разум», а также обозначение кириллицей даты учреждения Харьковской епархии — 1799 год. Лента обрамляет лавровые и дубовые ветви.

24 марта 2011 г. указом митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (1921—2011) герб Харьковской епархии был официально утвержден.

В июне 2016 года завершился конкурс на создание герба Мелекесской и Чердаклинской епархии. Победителем стал эскизный проект Дмитрия Русина из г. Ульяновска. 

В щите, пересеченном узким серебряным поясом, в верхней части в зеленом поле изображен серебряный агнец с обращенной главой и с флагом, имеющим древко в виде креста. 

В нижней части в лазоревом поле изображен серебряный свиток в столб, обремененный червленым православным крестом. Щит возложен на косой крест из архиерейского жезла и запрестольного креста и увенчан архиерейской митрой. Щит с обеих сторон обрамляет виноградная лоза. На ленте пурпурного цвета надпись золотыми литерами: «Мелекесская и Чердаклинская епархия».


Герб Мелекесской и Чердаклинской епархии

Фото: Мелекесская епархияЗеленое поле щита связано с зеленой мантией патриарха, с зеленым цветом облачения священнослужителей в дни праздников в честь преподобных подвижников (в Мелекесской епархии почитается св. преподобноисповедник Гавриил Мелекесский), а также с цветом с герба Мелекесского района.

Лазоревое поле щита символически перекликается с цветом мантии митрополита (Мелекесская епархия входит в состав Симбирской митрополии), с цветом Богородицы и цветом герба Чердаклинского района.

Серебряный пояс и обрамляющие щит виноградные лозы символически связаны со Спасо-Преображенским кафедральным собором в административном центре района г. Димитровограде (белый цвет в Церкви традиционно усваивают Господским праздникам, в том числе празднику Преображения; виноград также символизирует этот праздник — на Преображение в православных храмах совершается чин освящения плодов).

Агнец в верхней части символизирует распятие и воскресение Христово. Свиток символизирует Священное Писание и икону Пресвятой Богородицы «Боголюбивая» — местночтимый образ Божией Матери. Пурпурный цвет ленты перекликается с цветом мантии епископа.

В 2016 году учредила собственный герб Аргентинская и Южно-Американская епархия Русской православной церкви.

На сегодняшний день собственные гербы учредили отдельные монастыри Русской православной церкви, а также некоторые приходы и благочиния. 


1 декабря 2016
​В Вологодской епархии совершили переоблачение мощей святителя Антония Вологодского
28 ноября 2016
​В Тульчинской епархии супруги будущих священников будут сдавать экзамен
30 августа 2016
​Екатеринодарская епархия не разрешила паломникам посещать «православный курорт»
Последние новости
​​Синод Болгарской церкви не дал разрешения на вывоз во Францию христианских святынь для выставки в Лувре

Церковные книги, рукописи, иконы и другие артефакты, общим числом около 60-ти, должны были составить экспозицию выставки «Искусство и культура Болгарии XVI—XVIII веков».

24 февраля 2020
157
​Десять гобеленов «Деяния Апостолов», созданных по эскизам Рафаэля, выставили в Сикстинской капелле впервые за 500 лет

Экспозиция уникальная: увидеть все десять гобеленов одновременно обычно невозможно, их выставляют по очереди в Ватиканской пинакотеке. Выставка продлится всего неделю, с 17 по 23 февраля.

21 февраля 2020
423
Новости по теме
25
Втр
2020