Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Священникам могут запретить совмещать служение с работой врачом, актером и госслужащим

​Священникам могут запретить совмещать служение с работой врачом, актером и госслужащим

Кадр из фильма «Излечить страх», о судьбе великого хирурга и священнослужителя святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
А+
Распечатать
Фото: kinopoisk.ru

На официальном сайте Русской православной церкви опубликован проект документа «Профессии, совместимые и несовместимые со священством», разработанный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви.

В нем, в частности, содержится перечень профессий, занятие которыми, с точки зрения церковных канонов, для священнослужителей недопустимо.


Запрет №1. Священство и служба в армии или на государственной должности 

В документе повторяется тезис, основанный на древних церковных канонах, возбраняющих священнослужителю заниматься «делами народного управления» (81-е Апостольское правило), а также совмещать «римское начальство и священническую должность» (83-е Апостольское правило). 

Таким образом, клирику запрещаются «государственная служба в органах исполнительной власти, исполнение судейских обязанностей и всякое вообще профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях, а также служба в муниципальных органах власти».

Документ ссылается на «Основы социальной концепции Русской православной церкви», в которых, с одной стороны, содержится запрет для духовенства участвовать в выборах, а с другой — описаны случаи, когда, по решению Священного синода, из этого правила могут быть сделаны исключения.

При этом отмечается, что для священника является неприемлемой лишь та степень участия в государственной службе, которая предусматривает «повышенные, в сравнении с общегражданскими, обязательства, например, относительно секретности, служебной тайны, которые могут вступать в конфликт интересов с исполнением пастырского долга». В то же время работа на государственных предприятиях или в государственных учреждениях в качестве рабочих, инженеров, технических работников и подобных должностях не противоречит церковному праву.

Запрещенный в служении священник баллотируется на пост мэра Каменска-Уральского
​Запрещенный в служении священник баллотируется на пост мэра Каменска-Уральского

В Каменской епархии заявили, что относятся к этой инициативе клирика спокойно.

Подробнее

Запрет на совмещение священнослужения со службой в армии основан на канонах, не допускающих для клириков ношение и применения оружия.

«Исключение, если в этом есть необходимость, может составлять преподавательская деятельность в военных или правоохранительных школах, не предусматривающая ни ношение, ни употребления оружия», — говорится в документе.

Подчеркивается, что «данный запрет не имеет отношения к служению военного духовенства, также не предполагающее употребление или ношение оружия (полковые, армейские священники, капелланы), даже если капелланам присваиваются воинские чины или звания».


Запрет №2. Священство и врачебная практика 

Составители документа напоминают, что «Номоканон» (свод церковных правил) в статье 132 запрещает священникам занятия, связанные с пролитием человеческой крови, например, врачебную практику и особенно хирургию.

«Клирики не должны быть практикующими врачами, в особенности хирургами, или занимать должности иных медицинских работников, — отмечается в проекте документа. — Врачебная или иная медицинская деятельность может быть в порядке исключения письменно разрешена клирику епархиальным архиереем. Безусловно возбраняется клирику деятельность, сопряженная с пролитием животной крови: работа ветеринаром, егерем или иная».

При этом отдельное внимание в документе уделено фигуре святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который, будучи священником и, позднее, архиереем, продолжал вести регулярную врачебную (хирургическую) практику.

«Это исключение, связанное с обстоятельствами времени, в которое он подвизался, не следует возводить в правило», — говорится в документе. В то же время сказано, что «правящий архиерей может санкционировать врачебную или фельдшерскую деятельность клирика, если таковая способна принести благие плоды».

Священство: непопулярная «профессия»
Священство: непопулярная «профессия»

«Левада-центр» опубликовал результаты исследования, в ходе которого респонденты отвечали на вопрос, кем хотели бы россияне видеть своих детей. Профессия священника набрала менее одного процента.

Подробнее

Отмечается, что клирику запрещено пролитие любой крови, в том числе и животной. Поэтому, сказано в проекте документа, «безусловно возбраняется клирику деятельность, сопряженная с пролитием животной крови: работа ветеринаром, егерем или иная».

Сюда же отнесена охота.


Запрет №3. Священство и занятия бизнесом

Большое внимание в проект документа уделяется также проблеме совмещения служения в Церкви с ведением частного бизнеса. 

«Любое, даже непредосудительное, занятие хозяйственной деятельностью, особенно в условиях рыночной экономики, несет в себе риск — как репутационный, так и собственно материальный» — через нанесение ущерба участникам экономического процесса, — предупреждают составители документа, поскольку предпринимательская деятельность в классическом понимании предполагает в качестве основной цели извлечение прибыли путем совершения гражданско-правовых сделок и заключения иных договоров, неисполнение которых может повлечь различные виды ответственности, вплоть до уголовной.

В документе перечисляется целый ряд церковных канонов, которые безусловно запрещают священнослужителям — епископам, священникам и диаконам — заниматься откупами и предпринимательством или брать на себя поручительство по частным делам.

Шестое Апостольское правило, например, содержит норму наказания за нарушение данного канона: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина».

Особенно недопустимым названо совмещение служения в Церкви с банковским, кредитным, страховым и подобным видами бизнеса. Работа по найму на руководящих или рядовых должностях в подобных учреждениях допускается, если характер деятельности в этих учреждениях не носит элементов ростовщичества.

Также недопустимой названа адвокатская защита частных интересов в судах и в иных правоотношениях.

Единственный вид торговли, разрешенный священнослужителям, — это продажа изделий собственных рук.

Однако, подчеркивает документ, «каноны осуждают не само предпринимательство как таковое, а совмещение этого рода занятий с духовным служением клирика в ущерб последнему. Исходя из этого возможно, в частности, сделать вывод, что клирик может владеть на правах собственности тем или иным видом непредосудительного бизнеса, непосредственно не участвуя в управлении им — например, передав дело иному светскому лицу в доверительное управление, либо передав имущество в аренду».


Запрет №4. Священство и актерская профессия

Отмечается, что канонический запрет рукополагать актеров, сформулированный в 55-м правиле Карфагенского собора, «безусловно исключает занятие клириков актерской профессией, включая профессиональное занятие танцами (балетом) или сценическим пением». 

«Работа в сфере развлекательного шоу-бизнеса влечет за собой усиленные соблазны», — подчеркивает церковный документ.

Таким образом, резюмирует документ, служение в клире несовместимо с актерством, с профессией танцора или сценического певца.


Запрет №5. Священство и игорный и ресторанный бизнес

«Недопустимо клирикам быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения: в игорных домах, казино, барах и иных», — сказано в документе.


Запрет №6. Священство и профессиональный спорт

Запрет духовенству профессионально заниматься спортом в проекте документа не подкреплен никакими церковными канонами или ссылками на канонические источники. 

Обсуждение проекта документа

На сайте Русской православной церкви говорится, что проект документа «Профессии, совместимые и несовместимые со священством» опубликован одновременно также на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Это сделано для привлечения к обсуждению представленного документа большего числа участников. «Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим», — сказано в сообщении.

Как свидетельствует начавшееся обсуждение, наибольшее внимание привлек предлагающийся запрет на совмещение служения в Церкви с врачебной практикой.

Приводим выдержки из некоторых комментариев, опубликованных на сайте Межсоборного присутствия.

Олег:

«В чинопоследовании таинства исповеди приступающий к этому таинству может услышать слова, что он пришел во врачебницу. Таким образом, Церковь характеризуется как такая врачебница душ, а священник, значит, выступает врачом душ. Почему бы врачу душ не быть и врачом тела. Это как раз вполне священническое занятие и не противоречит его служению. К тому же кроме хирургии существует много других врачебных специальностей, которые не требуют пролития крови. Это такие специальности как например терапевт, кардиолог, пульмонолог, окулист, ухо-горло-нос, также так называемое братское и сестринское служение, т. е. сестры и братья милосердия, попросту люди, которые ставят уколы, перевязывают раны, делают прививки, а также врачи, занимающиеся различной диагностикой болезней при помощи разных аппаратов. Совсем не понятно, почему священники не могут заниматься врачебной практикой, по выше перечисленным специальностям. Я считаю, что запрещать вообще врачебную практику как таковую для возможной работы священника не совсем верно».

Владимир:

«Хочу высказать свою точку зрения по поводу несовместимости священства и профессии врача. В настоящее время считаю не уместным делать акцент на врачебной работе как на “пролитие крови”. Исходя из суждений Святых Отцов — душа трудится для Царства Небесного, находясь в теле, таким образом, можно говорить, что медицинская помощь, поддерживающая жизнь тела, дает возможность трудиться душе во исполнение воли Божией. Иными словами, Бог руками врача продлевает жизнь тела, тем самым даруя душе возможность трудиться для своего спасения. Подтверждение этого суждения находится в книге Иисуса сына Сирахова 38.1:15 — “врачи от Бога”. Это подтверждают многие святые, начиная от апостола Луки до святителя Луки Крымского».

Наталья

«Считаю неразумным запрещать священнослужителям работу врачами. <…> Я живу в маленьком поселке, врачей в больнице хронически не хватает, и если бы наш батюшка имел медицинское образование, выразил согласие и имел соответствующее разрешение, то почему бы ему не работать врачом? Это было бы большим подспорьем больнице. И для жителей поселка это было бы очень даже неплохо. Нужно подходить к таким вопросам взвешенно».

Материальное обеспечение духовенства. Современный опыт

Документ признает, что общая практика, когда священнослужители «питаются от благовествования» (ср. 1 Кор. 9, 14), на сегодня актуальна не для всех стран, составляющих каноническую территорию Русской церкви. Отмечается, что в наше время, особенно в странах, где православная паства пребывает в диаспоре, вопросы материального обеспечения священнослужителей решаются иначе — на основе так называемого принципа икономии, когда строгость канонов смягчается ради церковной пользы.

«В этих странах верующие, принадлежащие одному приходу, по своей малочисленности оказываются не в состоянии содержать духовенство прихода и других церковных работников. В связи с этим клирики изыскивают средства на содержание самих себя и своих семей иной оплачиваемой деятельностью», — сказано в проекте документа.

При этом составители документа подчеркивают, что «условием осуществления клириком светской профессии, является ее безупречность с религиозной и нравственной точки зрения».

Участники обсуждения проекта документа на сайте Межсоборного присутствия отметили, что в современных условиях священнослужители (преимущественно «белое» духовенство — священники с семьями) поставлены в условия, когда прокормить свои семьи исключительно за счет пожертвований невозможно.

Пишет пользователь Виктор:

«Как я понимаю, автор или авторы данного документа, понимают, что на сегодняшний день приходы не могут содержать своих пастырей, и они вынуждены идти на иную работу, дабы содержать свою семью. Церковь должна не озабочиваться, как ограничить человека, <…> а она должна думать и принимать все усилия, что бы священнослужитель мог достойно жить за счет прихода. 

В северных епархиях нашей Матери Церкви большая часть священнослужителей вынуждена работать лишь только по тому, что приход не может подчастую оплатить билет на поезд, чтобы батюшка смог к ним приехать. Хорошо если батюшка работает в школе или в юридической фирме. А есть и те батюшки, которые утром работают на заводе, а ночь в такси. 

Так что в данном случае надо принимать документ, как сделать так, чтобы священник мог питаться от алтаря, а не ограничивать его».


28 ноября 2016
​В Тульчинской епархии супруги будущих священников будут сдавать экзамен
17 августа 2016
​Согласно исследованию, американское духовенство стало меньше работать и больше зарабатывать
17 ноября 2015
В Церкви Эллады обостряется проблема дефицита духовенства
29
Пнд
2017