Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Санкт-Петербурге представили фильм о храмах блокадного Ленинграда

В Санкт-Петербурге представили фильм о храмах блокадного Ленинграда

Исаакиевский собор в блокадном Ленинграде, 1942 год
А+
Распечатать
Фото: RIA Novosti archive, image #478314 / Ya. Brodskiy / CC-BY-SA 3.0

В медиацентре городского правительства северной столицы прошла презентация телепроекта «Блокадные храмы Петербурга», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Фильм, снятый на средства гранта Санкт-Петербурга, рассказывает о действовавших храмах, судьбах священников и мирян, о патриотической и духовной деятельности Церкви в годы войны. В нем использованы малоизвестные фотографии, военная хроника, личные и церковные архивы, воспоминания потомков, комментарии историков, священнослужителей, музейных и архивных работников.

О некоторых фактах, судьбах и документах рассказывается впервые.

«Наше представление о блокаде, казалось бы, достаточно обширное. Написано много книг, воспоминаний. Но в силу исторических условий, когда Церковь находилась в состоянии гонений и репрессий, долгое время все, что касалось ее жизни в блокадном Ленинграде, оставалось вне научного исследования. Не было четкого представления о том, как жили в городе верующие, как Церковь проявила себя в те страшные годы», — приводит сайт слова продюсера проекта, руководителя сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Натальи Родомановой.

Идея проекта родилась благодаря инициативе строительства музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Руководство будущего комплекса обратилось в Санкт-Петербургскую епархию за содействием в создании экспозиции о церковной жизни в годы войны. Началось взаимодействие епархиального архива и музея.

Девять блокадных храмов

Как рассказала Наталья Родоманова, в годы блокады на территории города и его близлежащих окрестностей действовало десять храмов: «Удивительно, что девять из них сохранились до сегодняшнего дня, несмотря на тяжелые условия жизни в осажденном городе, суровые зимы, бомбежки и обстрелы. Причем три из них — деревянные храмы, одно это является удивительным чудом, учитывая постоянные обстрелы города. На дрова разбирали все, что могло согреть замерзающих людей, но их не тронули. Это свидетельствует о том, какую огромную роль играли они в жизни ленинградцев».

Девять этих храмов показаны в фильме.

Мемориальные храмы, возведенные в XX-XXI веках, это Успенский на Малой Охте, в стены которого положили восемь тысяч кирпичей с именами погибших; Всех святых, в земле Русской просиявших, в Московском парке Победы, построенный на месте крематория, где сжигали тела умерших от голода, и бойцов, скончавшихся в госпиталях. Это и церковь мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, посвященная погибшим и пропавшим без вести при обороне города.

Местность, где стоит Старо-Пановский храм, в годы войны практически уничтожили бомбардировками. Особенно ожесточенные бои шли летом 1942 года во время Старо-Пановской наступательной операции, когда советские войска предприняли неудачную попытку прорвать кольцо блокады. Только по официальным данным, в районе Старо-Паново погибло около четырех тысяч советских солдат. Их поминают за богослужениями, а горожане записывают военные истории, сведения о родных, живые свидетельства о блокаде в храмовую Книгу памяти. Поисковики находят у реки Дудергофки останки, с воинскими почестями и молитвенным поминовением перезахоранивают их вблизи храма.

В фильме показана традиционная мемориальная акция «В ночь на 22 июня…»: возле церкви проходят реконструкции боев, концерт с участием прихожан и артистов, у памятного знака совершают панихиду, из зажженных свечей выкладывают дорогу у храму.

О блокаде написано много книг, сняты десятки фильмов, но в силу определенных исторических условий информация о жизни церкви в блокадном Ленинграде оставалась вне области научного и общедоступного знания. Большинство людей не имеет представления о том, как жил блокадный Ленинград с точки зрения веры и верующих

Наталья Родоманова

В церковном музее-ДОТе (ДОТ — долговременная огневая точка), который увидят телезрители, помимо традиционных для военной экспозиции предметов есть свидетельства того, что в «окопах нет атеистов»: нательные образки, крестики, иконки, медальоны со святыми, зашитые в гимнастерках молитвы. Люди воевали, нося все это под формой с атрибутами советской власти, как свидетельство еще не угасшей веры.

«Самая интересная часть экспозиции — поцарапанные пулями образки, которые спасли кому-то жизнь, крестики, медальоны со святыми, молитвы, которые матери вкладывали в вещи своих сыновей, иногда даже в партбилеты. Это артефакты войны, касающиеся духовной жизни нашего народа, которая раньше замалчивалась», — добавил настоятель храма святых мучеников Адриана и Наталии в Старо-Паново протоиерей Михаил Стрельников.

По словам режиссера проекта Светланы Лялькиной, в ходе съемок создатели встретились со множеством людей, которые делились живыми свидетельствами, долгие годы бывшими только семейным достоянием. При сборе материала выяснилось, что блокадный священник протоиерей Михаил Славницкий, один из героев фильма, приходится прадедом оператору Сергею Славницкому.

Наталья Родоманова добавила: «Фильм собрал в себя множество трепетных человеческих историй от потомков тех людей, которые напрямую были связан с жизнью блокадного Ленинграда».

Одна из таких историй, показанных в фильме, рассказывает о 92-летнем протоиерее Иоанне Горемыкине, настоятеле церкви святого Димитрия Солунского в Коломягах, который каждый день пешком приходил в свой храм с Петроградской стороны, чтобы совершить литургию. Даже совсем обессилев от голода, священник не отказался от совершения богослужений. Прихожане привозили его в церковь на санках. Отец Иоанн нередко отдавал голодающим собственный паек, в буквальном смысле жертвуя последним. Он потерял на фронте четырех сыновей.

Как отметили авторы телепроекта, он будет продолжен, поскольку телеформат не вместил всего собранного материала.

Премьера фильма «Блокадные храмы Петербурга» состоялась на телеканале «Санкт-Петербург» 8 сентября.

Блокада Ленинграда

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое значение, началось летом 1941 года. Сама блокада, длившаяся 872 дней, началась 8 сентября. По плану Гитлера, город должен был быть стерт с лица земли, а войска, оборонявшие его — уничтожены.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. С 13 сентября начался артобстрел города, который продолжался всю войну.

Ленинградская улица после обстрела немецкой артиллерией, 1 января 1942 года

Фото: RIA Novosti archive, image #95845 / Vsevolod Tarasevich / CC-BY-SA 3.0В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Запасов продовольствия и топлива было очень мало. Начавшийся голод, усугубленный бомбежками, проблемами с отоплением и параличом транспорта, привел к сотням тысяч смертей среди жителей. 

Но ленинградцы продолжали трудиться — работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, продолжали работу ученые. Подростки работали на заводах, заменив отцов, ушедших на фронт.

Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. 22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге, которая получила название «Дорога жизни». Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой эвакуировали население и доставляли продукты питания. Всего эвакуировали около миллиона человек.

18 января 1943 года блокаду прорвали, и врага отбросили от города. А окончательно блокаду сняли 27 января 1944 года. 

Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. По разным данным за эти годы в городе погибло от 400 тысяч до 1,5 миллиона человек.


Церковь в блокадные годы

Весь период блокады в осажденном Ленинграде действовали десять православных храмов. Но свой вклад в оборону Ленинграда внесли и закрытые в 1930-е годы церкви. В подвальных помещениях ряда храмов (например, Спасо-Преображенского) устроили бомбоубежища. Под Казанским собором в период блокады находился детский сад и одно время — отдел штаба Ленинградского фронта. 

Многие храмы использовали для хранения культурных ценностей. Так, Сампсониевский собор занимал филиал Эрмитажа, Крестовоздвиженскую церковь — фильмохранилище, Старо-Афонское подворье и Новодевичий монастырь — архивы, Владимирскую церковь — филиал Публичной библиотеки и т.д. Особенно много музейных коллекций было размещено в Исаакиевском соборе в надежде на то, что германские войска, считая его гигантское здание ориентиром, не будут специально пытаться уничтожить храм. Этот расчет оказался правильным: за весь период блокады в собор не было прямого попадания бомб или снарядов, и бесценные коллекции уцелели.

Советский и российский военный альпинист Михаил Бобров
​Ушел из жизни Михаил Бобров, маскировавший в годы войны соборы блокадного Ленинграда

Михаил Михайлович Бобров, советский и российский военный альпинист, почетный гражданин Санкт-Петербурга, скончался 19 августа в возрасте 95 лет.

Подробнее

Целый ряд церковных зданий выполнял функции, связанные с патриотическим воспитанием жителей города и бойцов Ленинградского фронта. При этом особенно значительную роль играл собор Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте. Уже в 1938 году, к 125-летию со дня кончины погребенного в соборе фельдмаршала М.И. Кутузова, могилу полководца вновь украсили привезенными из московского Исторического музея трофейными французскими знаменами и ключами от городов и крепостей, взятых в ходе заграничного похода русской армии в 1813 году.

В первые месяцы после начала войны — в июле-августе — антицерковную экспозицию занимавшего храм Музея истории религии закрыли, и к осени 1941 года в здании устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». 

С 1942 года в Казанском соборе развернули выставку «Отечественная война 1812 года», которую активно посещали делегации с фронта.

На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники, в виде исключения, не закрывали мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова и возлагали на нее цветы. 

Подобное использование Казанского собора в целях пропаганды патриотизма продолжалось до полного снятия блокады города в январе 1944 года, хотя храм серьезно пострадал от немецких обстрелов и бомбардировок. В собор попали несколько снарядов, от взрывной волны стекла в его окнах вылетели, и их пришлось заколачивать фанерой, через пробоины в крыше внутрь проникала вода, пострадали лепка и настенная живопись. Тем не менее, выставка «Отечественная война 1812 года» продолжала свою работу.

Большую роль в патриотическом воспитании играла и Александро-Невская лавра. С началом Великой Отечественной войны комплекс зданий лавры сразу стали использовать для военных целей. Первоначально, в конце лета — осенью 1941 года, на территории монастыря устроили укрепленный район с девятью опорными боевыми точками. В Федоровском корпусе вблизи Троицкого собора разместилось бомбоубежище, а большая часть самого собора оказалась занята под воинский склад, причем одно время в нем хранили и боеприпасы.

В конце 1941 года в части лаврских зданий разместился приемно-распределительный госпиталь №1. Сюда в обязательном порядке поступали все больные и раненые военнослужащие, прежде чем попасть в какое-либо другое лечебное учреждение. В приемно-распределительном госпитале врачи оказывали первую медицинскую помощь, осуществляли диагностику и сортировку раненых и больных и направляли их затем в соответствующие лечебные учреждения. В функции врачей и медсестер также входило выявление «самострелов» и симулянтов; имелся в госпитале и штат политработников, которые изучали письма бойцов родным. Присутствие на территории лавры большого числа военнослужащих стало одной из причин устройства в храмах монастыря мест патриотического воспитания защитников города.

На германских картах комплекс монастырских зданий был обозначен как военный объект и потому подвергался усиленным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. Желая спасти свои «экспонаты», сотрудники музея-некрополя на Тихвинском кладбище спрятали некоторые скульптуры надгробных памятников в тайнике под полом Благовещенской церкви. Однако некрополь все же пострадал от вражеских бомбардировок. Так, в 1942 году прямым попаданием бомбы уничтожили памятник актрисе В.Н. Асенковой (новое надгробие установили в 1955 году). Осколки снарядов повредили во многих местах кровлю принадлежавшей музею Лазаревской кладбищенской церкви, которую начали ремонтировать уже в 1944 году. Сильно пострадал от обстрелов Митрополичий корпус и здания лавры, выходившие фасадами на Неву.

Значительный ущерб нанесли и Свято-Троицкому собору. В здании оказался поврежден угол главного фасада (карниз и стена), пробита крыша правого нефа, свод, стропила и оконные переплеты.


13 апреля 2018
В Ленинградской области воссоздали из руин уникальный храм каменотесов
12 февраля 2015
В Москве установят памятник крестителю Руси
28 января 2015
В Грузии происходят чудеса от мироточивой иконы святого Гавриила
Последние новости
Новости по теме
В Грузии происходят чудеса от мироточивой иконы святого Гавриила

В Грузии вблизи Лоткинской возвышенности не иссякает поток верующих к мироточивой иконе преподобного юродивого Гавриила Исповедника (Ургебадзе), принадлежащей одной тбилисской семье. По сообщениям грузинских СМИ, на сегодняшний день зафиксирован уже не один случай исцеления: люди исцеляются от болезни после простого прикосновения к иконе.

28 января 2015
1153
23
Вск
2018