
Сегодня состоялся брифинг для журналистов, посвященный предстоящей встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска. Руководитель пресс-службы Патриарха священник Александр Волков рассказал о том, как будет проходить встреча двух первоиерархов.
Предстоятель Русской церкви и Верховный понтифик встретятся начнется в пятницу 12 февраля в одном из помещений аэропорта, носящего имя национального героя Кубы Хосе Марти. Аэропорт расположен в пятнадцати километрах к юго-западу от Гаваны в пригороде Бойерос. Встреча, как ожидается, в 14:00 по местному времени; в Москве в это время будет 22:00.
Как рассказал о. Александр Волков, Патриарх и Папа войдут в комнату из разных дверей и поприветствуют друг друга, а затем сядут за стол с двух сторон, один напротив другого.
«Первые десять-пятнадцать минут они буду общаться в открытом формате. Ход встречи в режиме прямого эфира будет транслироваться по телеканалам Russia Today, Россия-24, Euronews и многим другим. Через 15 минут встреча приобретет закрытый характер и будет продолжаться примерно два часа. Посередине между папой и патриархом будет стоять распятие. Больше никаких религиозных символов в помещении не будет», — пояснил священнослужитель.
После завершения беседы Патриарх и Папа перейдут к подписанию совместной декларации, добавил руководитель патриаршей пресс-службы. Затем последуют краткие приветственные речи предстоятеля Русской церкви и Папы Франциска.
Читайте: Встреча Патриарха и Папы — интервью с церковным историком Николаем Лисовым
Ранее сообщалось, что встреча будет проходить при закрытых дверях в присутствии переводчиков. Переводчиком с католической стороны выступит священник Висвалдас Кулбокас, сотрудник дипломатической службы Ватикана. Он владеет несколькими языками, в числе которых французский, русский, итальянский, испанский и голландский.
Переводчиком Патриарха Кирилла, как сообщил о. Александр Волков, станет Мигель Паласио — секретарь кафедры внешних церковных связей Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Официально:
Совместный пресс-релиз Московского Патриархата и Святого Престола
Московский Патриархат и Святой Престол с радостью сообщают, что по благодати Божией Его Святейшество Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, и Его Святейшество Папа Франциск встретятся 12 февраля с.г. Встреча состоится на Кубе, куда Патриарх прибудет с официальным визитом и где Папа сделает остановку по пути в Мексику. Встреча будет включать в себя личную беседу в Международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване и завершится подписанием Совместной декларации.
Готовившаяся в течение долгого времени встреча Предстоятелей Русской Православной и Католической Церквей станет первой в истории и ознаменует собой важный этап в отношениях между двумя Церквами. Московский Патриархат и Святой Престол желают, чтобы это событие стало также знаком надежды для всех людей доброй воли, и побуждают всех христиан к горячей молитве о том, чтобы по благословению Божию предстоящая встреча принесла добрые плоды.
Фото: calflier001 (CC by-sa)ВСТРЕЧА ПАТРИАРХА И ПАПЫ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Почему русские патриархи никогда не встречались с римскими папами?
С 1054 года, после так называемой великой схизмы — разрыва отношений между Западной и Восточной церквями — обе церкви находились под взаимными анафемами: папа Лев IX своей буллой (указом) отлучил Константинопольского патриарха Михаила Керулария от Церкви, а Михаил Керуларий подверг анафеме папских легатов, которые привезли в Константинополь отлучительную грамоту.
В XI веке русские митрополиты — греки, поставляемые в Константинополе, следуя политике византийских патриархов, прекратили общение с представителями Рима.
К концу XVI века — времени, когда в автокефальной Русской церкви появился свой патриарх, история взаимоотношений Москвы и Рима была омрачена многочисленными примерами использования Западом католичества в качестве инструмента давления на Русь и преследований православных в западных землях, — о встрече не могло быть и речи.
Кроме того, за прошедшее время в католическом богословии на уровне соборов закрепились догматические нововведения, которые с точки зрения православия являются препятствиями для объединения, — например, I Ватиканский собор анафематствовал отрицающих догмат о главенстве Римского Папы и непогрешимости его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесенных ex cathedra.
На Востоке было признано ересью католическое учение о Filioque — исхождении Святого Духа от Отца и Сына (в православном богословии о Святой Троице утверждается, что Святой Дух исходит от Отца).
Правда ли, что предстоятели Русской церкви никогда не встречались с Римскими Папами?
Это справедливо лишь отчасти. Потому что в XV веке митрополит Киевский Исидор, участник Ферраро-Флорентийского собора, завершившегося подписанием в 1439 году подписанием унии с Католической церковью, встречался в Ферраре (Италия) с папой Евгением IV.
Однако в период патриаршества в Русской церкви ее предстоятели действительно ни разу не встречались с Римскими понтификами.
Когда ситуация во взаимоотношениях поменялась?
Прошло более 900 лет, прежде чем в отношениях Восточного и Западного христианства наметились перемены: в 1965 году Константинопольский патриарх Афинагор и Папа Павел VI подписали декларацию о снятии взаимных анафем.
С тех пор Константинопольские патриархи неоднократно встречались с Римскими Папами. В декабре 2006 года Папа Бенедикт XVI посетил Стамбул, где встречался с патриархом Варфоломеем. В ноябре 2014 года ныне здравствующий Папа Франциск в Стамбуле подписал совместную с патриархом Варфоломеем декларацию, в которой, в частности, заявили: «Мы выражаем наше искреннее и устойчивое намерение, повинуясь к желанию Господа нашего Иисуса Христа, активизировать наши усилия по достижению полного единства всех христиан, и прежде всего — между католиками и православными».
Спустя ровно год после подписания этой декларации, 30 ноября 2015 года Папа Франциск в послании на имя Вселенского патриарха отметил:
«После восстановления отношений любви и братства в духе взаимного доверия, уважения и любви больше нет препятствий к евхаристическому общению, которое наступит не иначе как через молитву, очищение сердец, диалог и утверждение истины».
Почему встреча патриарха Русской православной церкви с Римским Папой произойдет лишь спустя 50 лет после этого акта?
Как признавали в 1965 году сами патриарх Афинагор и Папа Павел VI, подписанная ими декларация не имела никакого практического и тем более канонического значения. В документе, в частности, говорилось:
«Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной».
В 1990—2000-е годы в отношениях между Ватиканом и Русской православной церковью возник еще один узел проблем — движение униатов на Украине. Активизировавшаяся на рубеже 1990-х годов Украинская греко-католическая церковь, часто при попустительстве или прямой поддержке властей, захватила большую часть православных приходов в Иваново-Франковской, Львовской и Тернопольской епархиях. Эти действия представителей УГКЦ в официальных заявлениях иерархов Русской православной церкви получили название «разгром православных епархий на Западной Украине».
Помимо этого, Московский патриархат предъявлял претензии к Ватикану из-за расширения деятельности непосредственно католических структур на канонической территории Русской православной церкви — в России и бывших советских республиках. Так, в 2002 году Апостольские администратуры Католической церкви на территории России были преобразованы в полноценные епархии, что вызвало официальный протест Московского патриархата.
Тем не менее, по заявлению председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона, еще в 1996—1997 годах велись интенсивные переговоры на предмет организации встречи патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II. Но тогда переговоры зашли в тупик именно из-за того, что Ватикан не реагировал на претензии Русской церкви.
Встреча стала возможна, потому что наметились какие-то позитивные перемены в отношениях между Церквями?
Это не совсем так. Проблемы, которые на протяжении последних десятилетий, по заявлениям представителей Русской церкви, делали невозможной встречу Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского, не решены: на канонической территории Московского патриархата в России по-прежнему действуют четыре епархии Католической церкви (архиепархия Матери Божией в Москве, Преображенская епархия в Новосибирске, епархия Святого Иосифа в Иркутске и епархия Святого Климента в Саратове), в России служат сотни католических священников, монахов и монахинь; деятельность Украинской греко-католической церкви продолжается: в стране на сегодня насчитывается 13 епархий плюс существует автономная Мукачевская епархия, подчиненная непосредственно Папе.
На пресс-конференции, прошедшей 5 февраля в ОВЦС, митрополит Иларион отметил, что «главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась уния».
«Разгром униатами трех епархий Московского патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов, перенос центра Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы лишь усугубили проблему», — заявил он.
Иерарх подчеркнул, что в последние годы положение дел на Украине усугубили политические и общественные события, в которых представители УГКЦ выступили с откровенно антироссийских и русофобских позиций.
«Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами», — резюмировал митрополит Иларион.
Что заставило священноначалие Русской церкви изменить свое отношение к вопросу встречи Патриарха и Папы?
Заявлено, что главной причиной, которая сделала возможной встречу, стало ухудшение положения христиан в мире — на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и других регионах.
По словам митрополита Илариона, «несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято решение о безотлагательном проведении встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной».
Какие еще вопросы планируют обсуждать патриарх Кирилл и Папа Франциск?
Поскольку в последние годы католические и православные иерархи неоднократно заявляли о совпадении церковных позиций по ряду вопросов, относящихся к жизни современного общества — например, сохранение традиционных институтов семьи и брака, противостояние растущему секуляризму и т.п., ожидается, что предстоятель Русской церкви и Римский понтифик обсудят и эти темы.
По заявлениям представителей Московского патриархата, будут также затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики.
Несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято решение о безотлагательном проведении встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной.
Почему местом для встречи была выбрана Гавана?
Представители Московского патриархата в своих комментариях рассказали, что проведение встречи на Кубе стало результатом совпадения графиков и маршрутов поездок Патриарха Кирилла и Папы Франциска: предстоятель Русской церкви с 11 по 21 февраля посетит Латинскую Америку (Кубу, Парагвай и Бразилию), а Римский понтифик с 12 по 18 февраля совершит визит в Мексику.
На пресс-конференции 5 февраля митрополит Иларион отметил, что в последние годы рассматривались различные варианты места проведения встречи, в том числе и страны Европы. «Однако Святейший Патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с Европой связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами», — заявил он.
Связана ли предстоящая встреча с запланированным на июнь этого года Всеправославным собором?
Представители Русской православной церкви отвергают наличие какой-либо связи между этими двумя событиями.
Между тем о. Федерико Ломбарди, глава Зала печати Святого Престола, отметил в своем комментарии для «Радио Ватикана», что «важным аспектом контекста предстоящей встречи является подготовка Всеправославного собора».
«Развитие позитивных отношений между Католической церковью и крупнейшими Православными церквами некоторым образом приобщает ее к этому важному событию», — заявил высокопоставленный священнослужитель.
Принимали ли какое-то участие в организации встречи государственные власти России?
Об этом можно судить лишь косвенно. Например, в комментарии для «Коммерсанта» Посол РФ при Святом Престоле Александр Авдеев отметил, что в «пользу столь долго ожидаемой встречи немалую роль сыграли прекрасные межгосударственные отношения между Россией и Ватиканом», подчеркнув при этом роль «личного общения понтифика с президентом РФ Владимиром Путиным и их взаимной симпатии».
Встреча президента России и Папы Франциска состоялась 10 июня 2015 года.