​«Спаситель мира» Леонардо да Винчи стал самым дорогим произведением искусства в истории

​«Спаситель мира» Леонардо да Винчи стал самым дорогим произведением искусства в истории
Фото: public domain

Картина продана на торгах аукционного дома Christie's в Нью-Йорке за 400 миллионов долларов США. Вместе с отчислениями аукционному дому итоговая цена лота составила $450,3 млн.

Картина кисти Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (Salvator Mundi) продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за 400 миллионов долларов, сообщает The New York Times.

Вместе с отчислениями аукционному дому итоговая цена лота составила 450,3 млн. долларов. Отмечается, что эта сумма стала ценовым рекордом для произведений искусств, проданных как на аукционе, так и в частном порядке.

Предыдущий ценовой рекорд был поставлен два года назад также на торгах Christie's в Нью-Йорке, когда картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины» была куплена бывшим премьер-министром Катара Хамадом Аль Тани за 179 млн долларов.

Картину «Спаситель мира» продавал трастовый фонд российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, который в 2013 году приобрел ее за 127,5 млн долларов у швейцарского арт-дилера Ива Бувье.

 
​На аукционе «Сотбис» продана самая дорогая коллекция Священного Писания

Около 200 печатных изданий и манускриптов из собрания Чарльза Райри ушли за 7,3 млн. долларов.

Подробнее

Покупатель участвовал в аукционе по телефону и предпочел сохранить анонимность. Торги продолжались 20 минут, а стартовая ставка на шедевр была 100 млн долларов.

На полотне размером 64,5 см на 44,7 см, долгое время считавшемся утраченным, запечатлен Иисус Христос в небесно-синем одеянии, правой рукой благословляющий, а левой удерживающий прозрачный шар ― символ мироздания.


Шедевр из королевской коллекции

Как рассказал изданию эксперт по творчеству Леонардо да Винчи Люк Сэйсон (Luke Syson), картина, возможно, была написана для французского королевского дома и попала в Англию после женитьбы Карла I на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году. Тогда же мастер Вацлав Холлар, видимо, по приказу королевы сделал с полотна гравюру.

Картина числилась в реестре королевской коллекции, составленном через год после казни Карла I в 1649 году, затем была продана на аукционе в 1651 году и к 1666 году вернулась в королевскую коллекцию при Карле II. По некоторым данным, она находилась в личном кабинете короля. После 1763 года следы картины теряются, пока ее не приобрели в 1900 году в сильно поврежденном виде для частной коллекции.

Прозрачный шар, фрагмент картины Леонардо да Винчи «Спаситель мира»

В 2007 году картину отреставрировали в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. На следующий год группа международно признанных экспертов по творчеству Леонардо да Винчи изучала полотно в Национальной галерее в Лондоне и сравнивала манеру письма с другой известной работой мастера «Мадонна в скалах».

По мнению одной группы экспертов, «Спаситель мира» относится к концу миланского периода творчества Леонардо да Винчи в 1490-х годах, когда мастер писал знаменитую «Тайную вечерю». Другая группа экспертов считает, что картина написана несколько позднее, в 1500-х годах, во флорентийский период творчества Леонардо да Винчи.

Корреспондент Би-би-си по вопросам искусства Винсент Дауд (Vincent Dowd) говорит, что у некоторых экспертов остаются сомнения в авторстве картины. Однко Christie's настаивает, что картина является подлинником и выставила ее как «величайшее художественное открытие ХХ века».

Некоторые критики описали поверхность картины как «инертную, лакированную, тусклую, вычищенную и перекрашенную так много раз, что она выглядит одновременно новой и старой».

Во время реставрации картины ее основа из ореховой панели была пробуравлена червями, также, по всей видимости, картину разделяли на две части, а соединение их заново в единое целое привело к царапинам.

См. также: видеосюжет аукционного дома Christie's «Последний да Винчи: мир смотрит» (The Last da Vinci: The World is Watching)



Секрет стеклянного шара

Ранее в октябре американский журналист Уолтер Айзексон (Walter Isaacson) в своем труде, посвященном жизни Леонардо да Винчи, раскрыл предназначение необычного прозрачного шара в руке Христа на картине «Спаситель мира».

«Твердое стекло или кристалл, в форме шара или объектива, создают увеличенные, инвертированные и обратные изображения. Но вместо этого Леонардо нарисовал шар так, словно это был пустой стеклянный пузырь, который не преломляет и не искажает проходящий сквозь него свет», — цитировало У. Айзексона The Guardian.

По его словам, если бы Да Винчи точно изобразил создаваемые стеклом искажения, то ладонь, изображенная с задней части сферы, была бы уменьшенной или увеличенной. По мнению журналиста, это является очень странным, ведь художник «был одержим исследованиями в области оптики и света».

«Возможно, он таким изящным образом пытался наделить Христа и его шар чудесными свойствами», — рассуждал У. Айзексон. 




Материал с сайта Rublev.com