Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Социологи: американцам все труднее говорить о Боге с окружающими

Социологи: американцам все труднее говорить о Боге с окружающими

 
А+
Распечатать
Фото: CC0 License

Недавнее исследование показало, что американцам становится все труднее говорить о Боге. По данным исследовательской компании Barna Research, почти три четверти христиан в Америке не хотят говорить о своей вере с другими.

В своей колонке для New York Times о причинах этого явления рассуждает Джонатан Мерритт (Jonathan Merritt), известный американский публицист, автор книг «Учимся говорить о Боге с нуля. Почему священные слова исчезают и как мы можем их оживить», «Иисус лучше, чем вы думали» и других. Именно по его просьбе Barna Research организовала свое последнее исследование.


Причины нежелания говорить о Боге: нежелание спорить и казаться странным

Ссылаясь на результаты опроса, Мерритт рассказал, что только 13% практикующих христиан, регулярно посещающих церковь, беседуют на духовные темы по крайней мере один раз в неделю. Затем он указал на ряд причин, по которым американцы избегают дискуссий о Боге или их вере.

«Согласно моему опросу, не упоминать о Боге заставляет американцев ряд внутренних конфликтов. Некоторые [опрошенные] говорили, что такие разговоры создают напряжение и приводят к спорам (28 процентов), другие считают, что не стоит участвовать в таких разговорах, поскольку религия политизирована (17 процентов); есть такие, кто не хочет казаться религиозными (7 процентов), странными (6 процентов) или настроенными экстремистски (5 процентов). Какова бы ни была причина, у большинства из нас, представляющих нацию с преобладающим влиянием христианства, разговоры почти никогда не затрагивают духовность, о которой мы заявляем как о чем-то важном», — сказал он.

Однако Меррит предупреждает, что, когда христиане отказываются открыто обсуждать свою веру, они дают возможность предлагать свое видение христианства людям, на деле далеким от него, например, проповедникам так называемого Евангелия процветания или политикам.

По его мнению, многие сегодня избегают разговаривать на духовные темы и использовать религиозную терминологию, потому что им не нравится, как эти слова используют другие — когда религиозными понятиями манипулируют или злоупотребляют.

«Но когда люди перестают говорить о Боге, потому что им не нравится то значение, которое они приобрели, и как они были использованы, у микрофона оказываются те, из-за кого и возникла эта проблема», — напоминает публицист.

«Вот телепроповедник с прекрасными искусственными зубами продолжает использовать духовный язык, прося пожертвования на покупку второго самолета. Политик использует духовный язык для проталкивания несправедливых законов. Уличный проповедник использует духовный язык, чтобы торговать страхом геенны огненной. Они могут главенствовать в разговоре, потому что мы перестали говорить о Боге», — пишет он.

Телепроповедник из Луизианы Джесси Дюплантис
​Американский проповедник заявил, что нуждается в $54 млн, чтобы распространять Евангелие

Телевизионный евангелист Джесси Дюплантис призвал верующих вносить пожертвования для покупки нового частного бизнес-джета.

Подробнее

Согласно результатам исследования Barna Research, в то время как большинство христиан избегают говорить о своей вере, меньшинству, которое, наоборот, стремится поделиться с другими своими религиозными взглядами, присущи некоторые характерные отличительные признаки.

Среди этих признаков — «хорошие духовные практики», такие как молитва, чтение Библии и посещение церкви. Причем личным молитвенным опытом обладает подавляющее большинство принадлежащих к этой группе — 98%.

Эти люди также отличаются твердой «верой в спасение только через Иисуса», они испытывают «чувство личной ответственности» за то, чтобы делиться своей верой с неверующими; они испытывают «уверенность в сочетании с положительным опытом», переживая чувство покоя и радости после того как они рассказали о вере окружающим. 

В исследовании далее отмечается, что к характерным привычкам христиан, которые с желанием делятся своей верой с другими, является «интенциональность», то есть готовность в любой ситуации вступить и поддержать разговор на духовные темы.


Современная архаика. Слова «спасение», «любовь», «терпение», «кротость» и тому подобные звучат сегодня все реже

Дж. Меррит допускает, что в будущем из человеческого лексикона может уйти одно из основополагающих понятий христианства — «спасение». Он аргументирует свое предположение результатами исследования, опубликованного в журнале The Journal of Positive Psychology. Авторы исследования проанализировали 50 наиболее часто употребляющихся терминов, связанных с моралью и добродетелью.

Результаты показали, что на протяжении XX столетия частота употребления в разговорной речи таких слов как «любовь», «терпение», «кротость», «верность» и т. п. существенно снизилась. 

Английские слова, связанные с христианством

Например, слово «скромность» — одно из проявлений христианской добродетели смирения — в современной американской литературе и разговорном языке употребляется на 52% реже, чем 100 лет назад. Частота использования слова «доброта» упала на 56%, «благодарность» — на 49 процентов.

«Упадок религиозного языка и сокращение доли бесед на духовные темы не обязательно означает, что мы находимся в кризисе, — пишет Дж. Меррит. — Но когда вы объединяете данные об упадке религиозной риторики с новыми исследованиями, которые показывают, насколько наш языковой ландшафт отражает и влияет на наши взгляды, это дает достаточные основания для тревоги».


Самая благоприятная среда для разговора о вере — соцсети?

Летом 2018 года американская социологическая служба Barna Group в партнерстве с Lutheran Hour Ministries провела исследование «Религиозное общение в цифровую эпоху» (“Spiritual Conversations in the Digital Age”), в котором изучила степень использования современных медиа в распространении религиозных идей.

Сотрудники службы опросили взрослых американцев, как они обсуждают духовные темы в интернете. Согласно опубликованному на сайте организации 96-страничному докладу, примерно каждый третий христианин делится своими религиозными взглядами с неверующими друзьями и знакомыми в социальных сетях.

Barna Group: почти треть западных христиан делятся своими религиозными взглядами в соцсетях
​Barna Group: почти треть западных христиан делятся своими религиозными взглядами в соцсетях

Социологи признают при этом, что наиболее осторожно относится к обсуждению вопросов веры и религии молодежная аудитория.

Подробнее

Исследование показало, что таким способом заявляют о своей вере 28 процентов респондентов-христиан. При этом 58% респондентов, не являющихся христианами, сообщили, что кто-то поделился с ними верой в социальной сети Facebook.

«Благодаря сообщениям, комментариям и профайлам многие христиане считают, что технологии и цифровые взаимодействия облегчили евангелизацию, — говорится в сообщении, опубликованном на сайте исследовательской службы. — Тем не менее, в цифровую эпоху разговоры о духовности воспринимаются с осторожностью, и это особенно явно проявляется среди молодежи, которую достаточно непросто вовлечь [в обсуждение]».

Порядка 30 процентов христиан-респондентов заявили, что они одинаково склонны делиться своей верой как онлайн, так и в личном общении. 44 процента сказали, что технологии изменили способы, которыми они делятся своими религиозными взглядами, и 88 процентов сказали, что они делятся своей верой онлайн посредством личных сообщений.

Авторы исследования отмечают, что доклад, иллюстрирующий изменения в механизмах общения между людьми, поможет христианам более эффективно распространять евангельскую весть. 

«Технологии и быстрые культурные сдвиги, возможно, изменили лицо евангелизации, но Великая заповедь [проповеди Евангелия] остается неизменной», — говорится в сообщении.




10 сентября 2018
​Социологи предложили новую типологию религиозности американцев
1 июня 2018
Американские социологи изучили влияние религии на отношение верующих к медицине
21 ноября 2017
​Социологи определили роль и место религии в мировоззрении американских военных
Последние новости
​Высокопоставленные чиновники белорусского правительства поработали на стройплощадке православного храма

Сотрудники министерства труда и социальной защиты во главе с первым замминистра убирали территорию от листвы, просеивали песок для кладки, клали кирпичи на строительной площадке храма иконы Божией Матери «Всецарица» в Минске.

13 ноября 2018
63
Новости по теме
13
Втр
2018