Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Согласно новому опросу, самая многочисленная конфессия в Латвии — православие

Согласно новому опросу, самая многочисленная конфессия в Латвии — православие

Кафедральный храм Латвийской православной церкви — Христорождественский собор в Риге
А+
Распечатать
Фото: Tanya Hart (CC by-sa 2.0)

Согласно результатам опроса исследовательского центра SKDS, каждый четвертый житель Латвии — православный, сообщает Vesti.lv.

Отмечается, что примерно такая же картина была и в ходе опросов, проведенных в 2016 и 2014 годах.

По словам директора SKDS, социолога Арниса Кактиньша, католиками себя считают примерно 20% опрошенных жителей. В 2016 году к таковым себя причисляли 22% опрошенных, в 2014 году — 23%.

Среди опрошенных к лютеранам себя причислили примерно 17%. Для сравнения: в 2016 году — 20%, в 2014 году — 18%.

Еще 3% респондентов назвали себя староверами. Двумя годами ранее таковых было 4%, в 2014 году — 2%.

Кроме того, еще 14% считают себя верующими, но не могут себя причислить к какой-либо конфессии.

Также опрос выявил среди респондентов 15% атеистов.

Несмотря на то что католиков в Латвии не так уж много, визит в страну папы Римского Франциска, приуроченный к столетию независимости государства, привлек большое внимание и властей, и прессы. День визита 24 сентября был объявлен выходным, а на папскую мессу в Аглоне съехалось огромное количество людей.

«Не может ли быть так, что сейчас в Аглоне кандидатов в депутаты Сейма на один квадратный метр больше, чем когда-либо и где-либо за всю историю существования Латвийской Республики?», — цитирует издание Арниса Кактиньша.

Проблемы выходного на православное Рождество

Хотя православные являются самой крупной конфессиональной группой в Латвии, православное Рождество по-прежнему не является выходным.

На протяжении 16-ти лет латвийский парламент уже более 20-ти раз рассматривал вопрос о придании православному Рождеству статуса официального выходного, но каждый раз депутаты отклоняли поправку. Весной 2018 года комиссия Сейма опять отклонила это начинание и отложила этот вопрос до следующего созыва парламента.

Большинство этих предложений отклоняли еще на ранней стадии, во время так называемого нулевого чтения, и не передавали в профильную комиссию. При этом случалось, что одни и те же депутаты сначала поддерживали их, но при следующем голосовании меняли свое мнение.

Первая такая непоследовательность случилась в мае 2006 года, когда Латвию готовился впервые посетить патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Накануне его визита в парламенте должно было пройти голосование во втором чтении по нескольким поправкам к закону «О праздничных и отмечаемых днях», в числе которых было и предложение Латвийской первой партии о придании официального статуса православному Рождеству. Отклонение этих поправок во время пребывания патриарха в Латвии могло бы серьезно омрачить отношения, поэтому Сейм концептуально поддержал их, закрепив статус отмечаемых дней не только за православным Рождеством, но и за Пасхой.

Визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Латвию, май 2006 года

Фото: Патриархия.ruОднако из-за того, что депутаты не успели рассмотреть все предложенные поправки к закону, в работе Сейма объявили перерыв, и окончательное голосование по законопроекту перенесли на следующую неделю. За это время патриарх вернулся в Москву, а парламент отклонил изменения в законе.

Аналогичный случай произошел в 2009 году. Тогда еще находящаяся в Сейме фракция ЗаПЧЕЛ снова подала поправку о признании православного Рождества официальным праздником, а парламент, вопреки решению комиссии, во втором чтении ее утвердил. «За» проголосовали 43 депутата, среди которых была не только левая оппозиция, но и члены правящей коалиции от Латвийской первой партии/Латвийский путь и Союза зеленых и крестьян.

Однако к третьему чтению свою поправку подала фракция ТБ/ДННЛ, предложив убрать православное Рождество из списка отмечаемых дней. И депутаты изменили свое мнение.

Политолог, декан факультета социальных наук Латвийского университета, профессор Юрис Розенвалдс считает, что православному Рождеству в Латвии нужно предоставить официальный статус, однако он скептичен в отношении перспективы одобрения поправки при последующих чтениях.

Он отметил, что в Латвии преобладает дискурс о том, что этот день является исключительно «русским праздником», а правящие политики придерживаются принципа, что если уступить в этом вопросе, то за ним последуют и другие.

«Дашь палец — всю руку откусит», думаю, что такая мысль сидит в голове у многих правящих, тем более что ее постоянно культивируют члены Национального объединения. Поэтому я считаю, что этот вопрос будет у нас актуальным еще долго, что, конечно, очень прискорбно», — приводит его слова Sputniknewslv.

Профессор считает, что предоставление статуса православному Рождеству зависит и от отношений с Россией, и в нынешней ситуации ожидать больших изменений не приходится: «Я не вижу сейчас никаких побудительных механизмов, которые могут заставить нашу политическую элиту отступить от своих принципов и пойти навстречу православной части общества».

Однако, по мнению Розенвалдса, вопрос о статусе православного Рождества нужно продолжать поднимать: «Этот вопрос необходимо поднимать постоянно, чтобы указать на наличие проблемы, тем более, это вполне легитимное предложение, от которого не стоит отказываться».

Розенвалдс добавил, что позиция «православное Рождество — это русский праздник» оскорбляет многих православных верующих других национальностей: «Это священный праздник не только для русских, белорусов, или украинцев. Не стоит забывать, что есть и православные латыши. Да, пусть их не так много, как было в конце XIX века, однако все же в Латвии имеются и такие приходы. Поэтому я считаю, что православное Рождество должно быть, а у человека, причисляющего себя к этой вере, должно быть право на официальный выходной в этот день».

Православие в Латвии

В Латвии православие — одна из трех крупнейших религиозных конфессий наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

Византийский обряд впервые пришел на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом.

После 1201 года, во время усиления влияния крестоносцев и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство. На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне — латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков.

В неурожайный, голодный 1841 год группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Он дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали ему около 30-ти прошений о защите и переводе в православие от нескольких тысяч крестьян. 

В 1850 году, когда существовавшее 14 лет Рижское викариатство Псковской епархии выделили в самостоятельную Рижскую епархию, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Первому епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский». Им стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия несколько лет оставалась без правящего архиерея.

В 1918 — начале 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. Лишь после того, как на туда предложили перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями.

В 1921 г. патриарх Тихон, Священный синод и Высший церковный совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской православной церкви. В 1925 г. архиепископа Иоанна (Поммера) избрали в республиканский Сейм, где он отстаивал равноправие Латвийской православной церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. 

Вскоре после гибели архиепископа Иоанна, в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян. Переход не признал Московский патриархат и большинство других Поместных православных церквей. 

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, Латвийская церковь вошла в состав Русской православной церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой.

В 1990 году? по провозглашении государственной независимости Латвии, Священный синод Русской церкви предоставил Латвийской православной церкви самоуправление.


31 августа 2018
Число православных приходов Финляндии сократят на две трети
19 марта 2018
В Румынии Великую пятницу объявили выходным днем
31 июля 2017
Согласно опросу, жители Латвии становятся все менее религиозными
Последние новости
Новости по теме
24
Втр
2020