Самой красивой деревней России признали бурятское старообрядческое село

Самой красивой деревней России признали бурятское старообрядческое село
Фото: Xommep (YouTube)

Село Большой Куналей, расположенное в Тарбагатайском районе республики Бурятия, русские староверы основали в конце 1730-х годов.

Село Большой Куналей в Бурятии, в котором живут потомки старообрядцев, переселенных в Сибирь в ХVIII веке, получило статус «самой красивой деревни России», сообщает ТАСС.

Всероссийская ассоциация «Самые красивые деревни России» провела торжественную церемонию и установила на въезде в село соответствующий знак. 

Как отметил заместитель министра туризма Бурятии Евгений Малыгин, это свидетельствует о самобытности населенного пункта и сохранении культуры старообрядцев. 

В 2016 году село Большой Куналей уже вносили в Путеводитель самых красивых деревень России.

Как отмечается, ассоциация «Самые красивые деревни России» объединяет сельские населенные пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению и лучшему задействованию этого наследия, развитию сельского туризма, вовлечению сельских жителей в процессы саморазвития и повышению привлекательности сельских территорий.

В Бурятии насчитывается около двухсот тысяч потомков ссыльных старообрядцев, которых в Забайкалье называют «семейскими».

Село Большой Куналей

Село Большой Куналей, расположенное в Тарбагатайском районе республики Бурятия, основали в конце 1730-х годов русские староверы. Жители деревни упоминаются в первом списке прихожан Тарбагатайской Зосимо-Савватиевской церкви за 1746 год.

В 1765 году в Большой Куналей прибыла 61 семья переселенных старообрядцев-семейских численностью в 205 человек. Позже часть из них переселили в соседнее село Надеино.

Резные наличники на окнах в селе Большой Куналей

Фото: Xommep (YouTube)В начале XX века в селе насчитывалось около пяти тысяч человек, проживающих в 782 дворах и преимущественно занимающиеся хлебопашеством. В Большом Куналее на тот момент работало 27 водяных мельниц и 17 кузниц.

В 1920-е годы здесь построили паровую вальцовую мельницу.

В настоящее время население Большого Куналея составляет около тысячи человек.

На длинных, прямых, ухоженных улицах села построены добротные, красиво расписанные дома, которые принадлежат куналейцам. Каждый дом обязательно украшен резными наличниками, элементами декора оформлен сам дом и ворота, постройки принято красить разноцветными красками, что помимо прочего помогает сохранить дом на долгие годы в хорошем состоянии.

Резные наличники на воротах в селе Большой Куналей

Фото: Xommep (YouTube)

В каждой усадьбе много зеленых насаждений, цветов, за которыми ухаживают хозяева. Улицы села чистые и опрятные, жители села следят за порядком.

Большекуналейский семейский народный хор — один из самых известных коллективов, представляющий фольклор забайкальских «семейских». Образован в 1927 году. Является лауреатом и дипломантом международных и всероссийских фестивалей, смотров и конкурсов народного творчества.

Распространение старообрядчества в Забайкалье

Скрываясь от реформы и преследований, староверы бежали на окраины России и за ее пределы. Так, на Урале появились «кержаки», в Турции — «казаки-некрасовцы», в Румынии — «липоване», в тогдашних пределах Польши — в Стародубье и на Ветке — «поляки». Везде, где бы ни оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили православные каноны, культуру и русский язык.

Стародубско-ветковская группа древлеправославных христиан за сто лет добровольной самоизоляции не только сохранила чистоту веры, но и многие черты культуры допетровской Руси, а также создала мощный духовно-административный центр старой веры.

В 1735 и 1764 гг. царское правительство предприняло две «выгонки староверов», громя их центры и изгоняя христиан с насиженных мест в «страшную глушь», за Байкал. Здесь, в Сибири, и назвали христиан «семейскими», потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями.

Расселялись «семейские» в основном в южной части Забайкалья, возделывали земли, рубили избы, строили церкви и молитвенные дома. Так на территории Бурятии было основано до 50 крупных и мелких поселений семейских, из которых более 30 существуют и поныне. На рубежах России старообрядцы оказывались невольными пионерами освоения малозаселенных окраин.

В 1905 г. император подписал указ об основах веротерпимости, исходя из которого христианам, хранящим древнее православие, предоставлялась свобода вероисповедания. Однако старообрядцы испытывали огромные затруднения со священством. Появляющихся священников и епископов власти выслеживали, арестовывали и ссылали на принудительные работы или в ссылку под надзор пристава.

С 1905 по 1910 гг. положение в церковной жизни Восточной Сибири начало выправляться. В ряде селений построили новые храмы, появились постоянные священники.

В период коллективизации значительную часть «семейских» раскулачили и выслали. В 1929 году были созданы вооруженные формирования. Центром сопротивления стали села Бичура и Малета. В начале 1930-х произошло Малетинское крестьянское восстание, в котором приняли участие до 600 человек.

В 1930—1940-е годы в Забайкалье разрушили более 80 старообрядческих храмов и часовен.

В 1960-е годы прошла еще одна волна закрытия старообрядческих церквей и молельных домов. К началу 1970-х в Забайкалье не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. Действовала единственная старообрядческая церковь в селе Новый Заган Мухоршибирского района Бурятии.




Материал с сайта Rublev.com