Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Rublev.com запускает спецпроект «Первая неделя»

​Rublev.com запускает спецпроект «Первая неделя»

Rublev.com запускает спецпроект «Первая неделя»
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

На страницах Rublev.com открыт специальный фотопроект, получивший название «Первая неделя». Он посвящен Великому посту; представленные в рамках проекта фотографии были сделаны несколькими современными российскими фотографами в первые дни поста.

По словам автора идеи и куратора проекта, шеф-редактора Rublev.com Михаила Моисеева, главной целью его создания было отображение и художественное осмысление Великого поста как особого периода в жизни верующих людей — православных христиан.

«Мы не хотели заранее ставить какие-то рамки для наших авторов, давать им некие редакторские установки и тому подобное. Нам хотелось, чтобы фотографы как люди, обладающие особенным чутьем по отношению к окружающему миру, просто зафиксировали то, что им самим покажется важным — именно в первые дни поста», — отметил он.

М. Моисеев добавил также, что личная религиозность авторов и их воцерковленность не имели решающего значения. 

Акцент на первой неделе Великого поста был сделан сознательно, отметил куратор проекта.

«Многие “практикующие” православные не раз испытывали это ощущение: с наступлением Великого поста непостижимым образом как будто замедляется сам темп жизни; меняется восприятие всего, что происходит вокруг тебя и внутри тебя, — рассказал он. — И мы надеемся, что нам удастся показать эти на первый взгляд незаметные перемены с помощью языка фотографии».


Авторы-участники проекта «Первая неделя»

Среди участников проекта — российские фотографы Олег Климов, Екатерина Соловьева и Константин Бенедиктов.

Все они на первой неделе Великого поста фотографировали в разных местах: О. Климов снимал в Воскресенском мужском монастыре в Угличе, Е. Соловьева — в деревне Колодозеро в Карелии, а К. Бенедиктов — в московском храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Как рассказал Олег Климов, на него наибольшее впечатление произвели утренние монастырские богослужения. 

«Углич. Каждое утро в пять часов утра я перехожу Волгу с левого берега на правый через мост шлюза и иду в Воскресенский монастырь. Солнце еще не взошло. Внутри монастыря горит только несколько свечей у алтаря. Какие-то таинственные для меня приготовления, в конце которых я наблюдаю, как несколько монахов в черных одеяниях с первыми лучами света начинают свой братский молебен. “Преподобная матерь Мария моли Бога о нас…”, — часто повторяют они. Молятся не за себя — за ”весь крещеный мир”…», — поделился он своими ощущениями.

О. Климов. «Первая неделя. Углич»

Екатерина Соловьева, живущая в Германии, тем не менее, регулярно приезжает в карельскую глубинку.

«Так получилось, что для меня, живущей заграницей, карельское село Колодозеро —  особенное место, духовная привязка к родной стране. Приехав впервые к отцу Аркадию в 2009-м году, я поняла, что это место изменит мою жизнь и меня саму. Тяжело каждый раз расставаться с Колодозером, — как и непросто всегда находить время и средства, чтобы снова возвращаться туда. Зато каждый визит становился событием для меня и моих детей. Рождество и Пасха, промозглый ноябрь, комариный июль — я знаю Колодозеро во все времена года. Но тише и спокойнее здесь, когда нет шумных гостей и больших компаний. Первые дни Великого Поста — время для неспешных прогулок, для одинокой рыбалки, для личной беседы с Богом. Поэтому я с интересом откликнулась на предложение редакции рассказать о чем-то личном и важном в первую неделю поста», — рассказала она.

Константин Бенедиктов, снимавший свою историю в московском Скорбященском храме на Большой Ордынке, отметил, что, несмотря на кажущуюся простоту предложенной темы, эта задача потребовала приложения больших усилий.

«Мое церковное детство прошло между алтарем и клиросом, в “деятельной молитве”, — рассказал он. — При этом для меня как фотографа человек с фотоаппаратом в храме никогда не был чем-то чужеродным; молитву, богослужение и съемку я считаю совмещаемыми процессами. И когда передо мной встала задача отобразить свои ощущения от первых дней Великого поста, это послужило к определенному сосредоточению: в первую очередь — внутреннему, затем — к зрительному. В этом я вижу пользу для себя самого — и как для верующего человека, и как для фотографа».

Константин Бенедиктов
​Константин Бенедиктов: «Наше понимание того времени складывается из малозаметных деталей»

В московской Галерее классической фотографии проходит выставка «Одна на всех», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На ней представлены около 120 подлинных фотографий военных корреспондентов — Ивана Шагина, Роберта Диамента, Георгия Петрусова.

Подробнее

Все три автора не сговариваясь выбрали для своих фотозарисовок черно-белую фотографию. По словам Михаила Моисеева, для редакции Rublev.com это не стало неожиданностью.

«Как уже было сказано, мы никак не ограничивали наших авторов в вопросах выбора формата их визуального рассказа; это в равной степени касалось в том числе и выбора “цвет — ч/б”. Все трое участников проекта в своем творчестве отдают предпочтение документальной фотографии, поэтому их выбор был ожидаем. С другой стороны, в таком восприятии Великого поста, возможно, просматриваются некие стереотипы: черные облачения в храме — черно-белое фото. Но мы считаем, что в любом случае полученный нами результат ценен и интересен», — подчеркнул он.

Как отметил куратор проекта, во всех трех случаях результат получился различным. Например, Екатерина Соловьева сопроводила свою фотоисторию небольшим авторским эссе о жизни небольшого сельского прихода. «Это совершенно замечательная вещь — когда фотограф снабжает фотозарисовку какими-то личными заметками, — отметил Михаил Моисеев. — На стыке словесного и образного могут рождаться по-настоящему удивительные смыслы».

Подборки Олега Климова и Константина Бенедиктова было решено сочетать с текстами, напрямую никак не связанными с содержанием их фотоисторий. Так, фотографии О. Климова сопровождаются выдержками из Древнего патерика, а также высказываниями монахов — наших современников, а для публикации фотозарисовки К. Бенедиктова были использованы отрывки из произведений русских писателей И.А. Бунина и И.С. Шмелева.

«Эти отрывки мы выбрали просто потому, что в бунинском рассказе “Чистый понедельник” и шмелевском “Лете Господнем” упоминаются окрестности Ордынки — того места, где снимал свою историю Константин Бенедиктов, — пояснил М. Моисеев. — При этом современные фотографии и видеоролики в сочетании с текстами русских классиков создают какую-то новую, особенную атмосферу, которую, как мы надеемся, ощутят и наши читатели».

Он также отметил, что запущенный проект предполагается развивать в будущем. По словам шеф-редактора Rublev.com, в самом ближайшем будущем читатели сайта увидят вторую часть проекта, своего рода продолжение «Первой недели» — «Последнюю неделю».

«Было бы странно взяться рассказывать о Великом посте и при этом ничего не сказать о Пасхе, — пояснил он. — Поэтому мы планируем к запуску “Последнюю неделю”, вторую часть нашего спецпроекта. Она будет посвящена Страстной седмице и Пасхе. Да, мы понимаем, что с точки зрения богослужебного календаря Страстная седмица не является частью Великого поста; но весь смысл поста есть приготовление к Пасхе — и именно таким образом мы намерены “закольцевать” наш проект».


Об авторах — участниках проекта «Первая неделя»

Олег Климов

Российский фотограф, документалист. Родился в 1964 году в пос. Белый Яр Томской области.

Один из первых стрингеров и фрилансеров в Советском Союзе. Сотрудничал с ведущими российскими и зарубежными изданиями. В 1989—2001 гг. работал в зонах вооруженных конфликтов в разных регионах, в центре его интереса были социальные последствия распада СССР в Армении, Азербайджане, Грузии, Абхазии, Осетии, Чечне, Узбекистане и Таджикистане, а также в странах Варшавского Договора в Восточной Европе (Босния, Сербия, Косово) и Центральной Азии (Афганистан, Ирак).

В 2013—2014 гг. — организатор и участник яхтенной фотографической экспедиции Liberty.SU «От Белого до Черного моря».

В последнее время работает над книгой «Острова Подсознания», посвященной Сахалину и Курильским островам. Литературной основой проекта стали путевые записки А.П. Чехова «Остров Сахалин».

О. Климов. «Первая неделя. Углич»


Екатерина Соловьева

Родилась в 1977 году в поселке Болшево Московской области. Окончила факультет журналистики МГУ, живет в Гамбурге. С 2007-го года сотрудничает с отечественными и зарубежными СМИ.

В своих документальных проектах Екатерина обращается к теме русской провинции. Законченные серии «Колодозеро» и «Паломники» нашли воплощение в отдельно изданных фотоальбомах.

Участник коллективных и персональных проектов и выставок в России и Германии, в том числе яхтенной фотографической экспедиции «От Белого до Черного», состоявшейся в 2013—2014 годах.

Екатерина публикует свои проекты и фотоистории в он-лайн и печатных изданиях, среди которых BBC Russian, МИА Сегодня, Leica Russia Blog, GEO, Leica Photography International, Lenta.ru, Православие и мир, «Фома», Liberty.su, Doc! Photo magazine, Square Space Magazine и другие.

Е. Соловьева. «Первая неделя. Колодозеро»


Константин Бенедиктов

Фотограф, коллекционер, исследователь и историк фотографии.

Родился в 1972 году в Москве.

Куратор выставочных проектов, основатель галереи и творческого объединения «Феофания».

Галерея стала первой выставочной площадкой в Москве, серьезно исследующей и представляющей христианское искусство, а одноименное творческое объединение вобрало в себя авторов, исследующих, по словам К. Бенедиктова, «живое пространство России посредством документальной фотографии».

Автор книги «Прощание» памяти Святейшего патриарха Алексия II.

К. Бенедиктов. «Первая неделя. Ордынка»

13 ноября 2015
​В честь своего 70-летия Christian Aid проводит аукцион работ выдающихся фотографов
15 июля 2015
​Объявлен фотоконкурс, посвященный разрушенным святыням христианского Востока
14 июня 2015
Rublev.com публикует неизвестную фотографию св. Иоанна Кронштадского
8
Чтв
2016