Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Рождественскую елку в Ватикане украсят шары с рисунками онкобольных детей

​Рождественскую елку в Ватикане украсят шары с рисунками онкобольных детей

Рождественскую елку в Ватикане украсят шары с рисунками онкобольных детей
А+
Распечатать
Фото: Patricia Feaster (CC by 2.0)

На ватиканской площади Святого Петра установлена ель высотой 25 метров, привезенная из лесов горной цепи Лагорай в итальянской области Тренто. Украшенное дерево простоит в Ватикане до 8 января. Об этом сообщает «Радио Ватикана».

В этом году рождественская елка будет украшена керамическими шарами с рисунками детей, которые проходят лечение в онкологических отделениях итальянских больниц.

Торжественное открытие елки и Рождественских яслей на площади Святого Петра состоится вечером 9 декабря. 

Рождественские ясли в этом году прибыли с Мальты. Ширина вертепа, в котором будут представлены 17 фигур евангельских персонажей, составит 19 метров. Фигуры в человеческий рост будут одеты в традиционные мальтийские костюмы.

Кроме того, в оформлении рождественского вертепа также будет присутствовать «луццу» — лодка мальтийских рыбаков. Эта деталь, по замыслу организаторов, должна не только символизировать культурные и исторические традиции жителей Мальты, но также напоминать о драматических реалиях сегодняшнего дня, когда подобные лодки используются мигрантами из стран Ближнего Востока для того чтобы достигнуть берегов Италии.


Ватиканская елка: энергосберегающие технологии и экологическая чистота

Рождественская ель для Ватикана — это подарок муниципалитета Скурелле. После того как дерево было срублено, на этом месте дети из муниципальной начальной школы посадили сорок новых елей и лиственниц.

Сообщается, что дерево будет украшено восемнадцатью тысячами светодиодных лампочек, которые в совокупности будут потреблять лишь 1,7 кВт/ч электроэнергии. Древесина ели, как и каждый год, будет использована для благотворительных целей.

Огни на этой праздничной декорации будут гореть весь рождественский период, вплоть до воскресенья 8 января, праздника Крещения Господня.

Утром 9 декабря делегации из Тренто и с Мальты, вместе с некоторыми маленькими авторами елочных украшений, примут участие в аудиенции Папы Франциска и официально преподнесут понтифику свои дары.

По окончании рождественского периода древесина «главной елки Католической церкви» по традиции идет на изготовление предметов, доходы от продажи которых направляются на оказание помощи бедным.


Рождественские ели и вертепы в Ватикане. Современная история

В 1982 году Папа Иоанн Павел II ввел правило, согласно которому на каждое новое Рождество ель для установки на площади Святого Петра приносило в дар Святому Престолу одно из европейских государств.

Однако в 1982 году ель в Ватикан была привезена из Альбанских гор — горного массива в центральной части страны.

За прошедшее с тех пор время поставщиками рождественских елей для Святого Престола 13 раз становились различные регионы Италии, 8 раз ели привозили из Австрии, 5 раз из Германии. Рождественские ели в дар Ватикану также направляли Бельгия, Словакия, Словения, Польша, Чехия, Румыния и Хорватия.

В 2011 году рождественская елка для Ватикана была привезена из Закарпатской области Украины.

Как правило, для украшения площади Святого Петра срубаются деревья, возраст которых составляет от 90 до 120 лет, высотой около 30 метров. С этой точки зрения 25-метровая рождественская елка в этом году будет едва ли не самой низкорослой.

Что касается рождественского вертепа, то количество фигур в нем, начиная с 1982 года, постепенно росло. 

Первоначально напротив базилики Святого Петра был установлен вертеп с восемью фигурами, подаренными еще в 1842 году римской церкви Сант-Андреа-Делла-Валле святым Винсентом Палотти (Vincent Pallotti; 1785—1850) — католическим богословом и основателем Общества католического апостолата, канонизированным в 1963 году папой Иоанном XXIII. Позднее число фигур в ватиканском рождественском вертепе увеличивалось и достигло к настоящему моменту семнадцати.

Несмотря на то, что обычай устанавливать рождественскую ель в Ватикане ввел лично Иоанн Павел II, до сих пор среди католического епископата нет единого мнения по этому поводу. Так, например, в декабре 2015 года против рождественских елей выступила католическая епархия диоцеза Коломбо на Шри-Ланке.

​Католическая церковь на Шри-Ланке выступила против рождественских елей и Санта-Клауса
​Католическая церковь на Шри-Ланке выступила против рождественских елей и Санта-Клауса

Представитель диоцеза Коломбо назвал рождественские ели «не литургическим символом».

Подробнее


Рождественская ель. История символа

Рождественская ель — традиционный атрибут празднования Рождества во многих странах мира. Возник в средневековой германской традиции, а с XIX века получил популярность в России, англосаксонском мире и многих других странах.

Какие-либо указания на дерево как символ празднования Рождества Христова в Новом Завете отсутствуют.

Рождественская ель называлась у немцев «рождественским деревом» (нем. Weihnachtsbaum), «Христовым деревом» (Christbaum), «деревом Клауса» (Klausbaum). В некоторых регионах Германии (Верхняя Бавария, Пфальц, баварская Швабия, Вюртемберг, Гамбург) это дерево называли Paradies («рай»), Paradiesgarten («райский сад»), Christbaumgartle и т. д. Обычай украшать елку плодами и цветами исследователи связывают с поверьями о цветении и плодоношении деревьев в Рождественскую ночь.

До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской елки. Есть упоминания о похожей церемонии в канун 1510 года в Риге. Нередко первой рождественской елью предлагается считать ту, которую М. Лютер установил у себя в доме на Рождество. Лютер не указал точного года этого события, но оно также относится к началу XVI века.

В канун Нового 2011 года между Латвией и Эстонией разгорелся настоящий дипломатический конфликт по вопросу «елочного приоритета». У эстонских исследователей нашлись аргументы того, что в Таллине рождественскую елку установили на 400 лет раньше рижской, то есть еще до первого упоминания самого города (1154). Мэр Риги Нил Ушаков охарактеризовал ситуацию как «елочную войну», серьезно угрожающую коммерческим интересам города и страны, и пообещал найти достойный ответ «агрессору».


Рождественские и новогодние елки в России

Наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев в России впервые было назначено указом Петра I к 1 января 1700 года, но оно не имело ничего общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его; эта традиция в Россию приходит спустя полтора века.

24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена домашняя елка в личных покоях императорской семьи, Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник «детской елки» в собственном дворце.

В последующие годы елка императорской семьи устанавливалась в Золотой гостиной Зимнего дворца. В царствование Александра III елку проводили в течение двух дней, 24 и 25 декабря в Гатчинском дворце. В царствование Николая II елку обычно ставили в Царском селе, в Александровском дворце, после того, как туда переехала императорская семья.

Увлечение «немецким нововведением» в России подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, произведения которого «Щелкунчик и Мышиный король» и «Повелитель блох» были хорошо известны российскому читателю.

К середине XIX столетия сформировалась мода на рождественские ели, и с 1850 года в Санкт-Петербурге открылся первый елочный базар. В целом, коммерческие интересы стали одним из главных факторов распространения нового обычая.

В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала была организована первая публичная елка.

В постановлении Синода, изданном во время Первой мировой войны, указывалось, что отношение Православной церкви к новой традиции всегда оставалось настороженным, как к иноземному и языческому по своим культурным корням обычаю. В канун Рождества Синод традиционно напоминал об этом. 

Тем не менее, рождественские елки ставились, и в частных домах, и в гимназиях, и в домах священников, устраивавших елки с подарками для детей своих прихожан. Предписание ограничивать елки относилось не к самому дереву, а именно к празднику. Последнее такого рода указание Синода было опубликовано в канун Нового 1917 года.

При Советской власти проведение рождественских елок было объявлено «поповским обычаем». Перелом в отношении к проблеме произошел в 1935 году, когда, по свидетельству Н. Хрущева, о возможном возрождении традиции упомянул в разговоре со Сталиным кандидат в члены Политбюро ВКП (б) Павел Постышев.

Обычай был возрожден, но уже без всякого религиозного содержания.

Украшение православных храмов на Рождество еловыми деревьями или ветками распространилось в России в 1990-х годах.

<iframe src="https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m18!1m12!1m3!1d5938.980723522046!2d12.447683828468321!3d41.90381626688059!2m3!1f0!2f0!3f0!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!3m3!1m2!1s0x1325890a57d42d3d%3A0x94f9ab23a7eb0!2zMDAxMjAsINCf0LDQv9GB0LrQuNC5INCf0YDQtdGB0YLQvtC7ICjQk9C-0YHRg9C00LDRgNGB0YLQstC-LdCz0L7RgNC-0LQg0JLQsNGC0LjQutCw0L0p!5e0!3m2!1sru!2sru!4v1480586723292" width="600" height="450" frameborder="0" style="border:0" allowfullscreen></iframe>

27 ноября 2016
​Православные христиане вступают в Рождественский пост
30 декабря 2015
​Во французском Ленсе в рождественскую ночь мусульмане организовали охрану церкви
24 декабря 2015
Власти Сомали, Брунея и Таджикистана официально запретили празднование Рождества
4
Вск
2016