Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Реставраторы выявили первоначальный сюжет в картине Иванова «Крещение князя Владимира в Корсуне»

Реставраторы выявили первоначальный сюжет в картине Иванова «Крещение князя Владимира в Корсуне»

Полотно «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» художника Андрея Иванова, 1829 год
А+
Распечатать
Фото: public domain

Специалисты Третьяковской галереи в процессе реставрации обнаружили первоначальный сюжет на картине живописца Андрея Иванова, которая раньше называлась «Крещение князя Владимира в Корсуне», сообщает сайт галереи.

Теперь полотно представлено с новым названием «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм».

Монументальное полотно Андрея Иванова (1775–1848), преподавателя Императорской Академии художеств, отца знаменитого живописца Александра Иванова, долгие годы находилось в собрании Третьяковской галереи под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». Оно поступило в коллекцию музея в 1968 году из семьи Е.Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А.А. Арендта. В собрании его семьи полотно связывали с сюжетом крещения князя Владимира.

И хотя на картине есть подпись (инициалы) и дата: 1829. Д.15. Пр: А.И:, у специалистов возникали некоторые сомнения в ее авторстве, поскольку по характеру композиции и живописи это произведение отличается от работ, созданных мастером ранее.

Реставратор Иван Салахов, работавший над восстановлением полотна, объяснил, что при внимательном анализе изображенной сцены, удаления лака и записи стало очевидно: художник Иванов изобразил совсем другую историю. На картине изображен император Феодосий и его военачальники в римских одеждах, а также сам миланский епископ Амвросий Медиоланский.

Кроме того, как поняли специалисты, драматичность происходящего, выраженная в эмоциях и жестах действующих лиц картины, не соответствует приподнятому и праздничному смыслу обряда крещения, тогда как эпизод из жизни духовного покровителя Милана, запретившего императору Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им кровавой расправы над восставшими фессалоникийцами, соответствует исполненной А. Ивановым композиции. Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма.

Куратор Третьяковской галереи Светлана Степанова назвала сюжет картины очень редким. «С подобным сюжетом я могу назвать только еще одну картину, написанную Иваном Бельским в XVIII веке для Троицкого собора Александро-Невской лавры. Однако прямых аналогий с какими-либо произведениями полотно не имеет. Более того, в нашей постоянной экспозиции есть ранние работы Иванова. Эта картина принадлежит к позднему творчеству художника, когда он много работал по церковным заказам», — приводит ее слова ТАСС.

В западноевропейском искусстве из произведений на этот сюжет наиболее известны полотна П. Рубенса и А. Ван Дейка, гравюры с живописных оригиналов. Русская традиция знает преимущественно иконные изображения святителя Амвросия, почитаемого в православии как борца с арианской ересью, проповедника и богослова. С конца XVIII века стали появляться гравюры русских мастеров с европейских оригиналов.

Отмечается, что Третьяковская галерея постоянно ведет работу по изучению, научному осмыслению и реставрации произведений из собственных фондов. В рамках этих исследований периодически появляются уточнения, а также происходят большие открытия, как случилось и на этот раз.

Картину Андрея Иванова можно увидеть в 11-м зале Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке до 14 января 2018 года.

Картина Андрея Иванова: сюжет, стиль, предназначение

Святитель Амвросий Медиоланский — миланский епископ, проповедник, гимнограф. Император Феодосий I Великий — последний император единой Римской империи. В 380 г. во время восстания в Фессалониках по приказу Феодосия было убито несколько тысяч горожан, после чего святитель Амвросий не допустил императора в храм помолиться, требуя от него покаяния.

В соответствии с православной традицией художник облачает епископа в одежды восточных патриархов. Император Феодосий и его военачальники предстают в условных римских военных доспехах. Образуя полукруг, замерли рядом с главными персонажами церковные служители, воины и жители города. Архитектура создает «сценическую площадку» для драматического действия.

Научные изыскания в архивах позволили выяснить, что произведение на столь редкую для русского искусства тему было создано профессором Академии художеств А. Ивановым в числе других заказов для Сретенского храма православной духовной миссии в Пекине.

Учрежденная Святейшим Синодом в начале XVIII века китайская миссия была самой ранней среди зарубежных представительств русской церкви. Каменное здание для храма на южном подворье (Наньгуане) было построено в 1729 году, в 1736-м церковь освящена во имя Сретения Господня. Первый заказ, куда входили образа для иконостаса, был исполнен А. Ивановым в 1823 г.

Картина с изображением святителя Амвросия Медиоланского являлась частью второго заказа для православного храма в Пекине, полученного А. Ивановым. В числе четырех сюжетных композиций ее отправили с очередной, 11-й духовной миссией в 1830 году в Пекин. Таким образом, для Сретенского храма мастер написал 18 работ, судьба которых, как и обстоятельства счастливого возвращения «Амвросия Медиоланского» в Россию, остаются неизвестными.

В XX веке русская духовная миссия подверглась политическим и религиозным гонениям, а многие художественные ценности оказались утрачены. Исследователи считают, что картина была кем-то вывезена в СССР как полотно на исторический сюжет и попала к потомственному врачу А.А. Арендту, сюжет, ошибочно определенный как крещение князя Владимира, мог быть ему особенно интересен.

Краткая биография Андрея Иванова

Андрей Иванов — представитель классицизма, старо- академической школы живописи. Отец художника Александра Иванова, известного своим полотном «Явление Христа народу (Явление Мессии)», над которым он работал 20 лет.

Автопортрет художника Андрея Ивановиа Иванова

В постоянной экспозиции Третьяковской галереи хранятся такие работы А. Иванова, как «Смерть Пелопида», его автопортреты и портрет его жены.

В поздний период творчества Иванов много работал на церковных заказах. Оформлял Казанский собор, писал образа для больничных храмов Санкт-Петербурга.


6 июня 2017
​Археологи выяснили ежедневный рацион древних евреев времен Иисуса Христа
23 ноября 2015
​Ученые исследовали обнаруженный на eBay древний христианский манускрипт
23 октября 2015
​В псковском Снетогорском монастыре найдена считавшаяся утраченной уникальная фреска
Последние новости
Новости по теме
20
Пнд
2017