Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Расшифрованы пометки Достоевского на полях Евангелия

​Расшифрованы пометки Достоевского на полях Евангелия

Пометка на полях Евангелия, которое принадлежало Федору Достоевскому
А+
Распечатать
Фото: Российская государственная библиотека

В Москве представили новое пятитомное факсимильное издание Евангелия, которое принадлежало Федору Достоевскому, с расшифровками сделанных им на полях книги пометок, сообщает «Крестовский мост».

Пять томов издания вложены в футляр в виде каземата — с тюремными воротами и маленькими окнами. Главный том — факсимильное Евангелие Достоевского. Два других — комментарии к пометкам писателя, еще два тома — сборники научных материалов и исследований.

Знаменитое Евангелие, с которым Достоевский не расставался всю жизнь и встретил свой последний час, вручили писателю на пересылке в Тобольске жены ссыльных декабристов Наталья Фонвизина и Прасковья Анненкова. В первые, самые тяжелые годы каторги, лишенный карандаша и даже клочка бумаги, писатель фиксировал свои мысли, находя схожие в Евангелии и отмечая их подчеркиванием ногтя и загибанием уголков страниц.

Исследователи сумели найти и расшифровать полторы тысячи знаков, отметок, сделанных писателем.

«В мировой литературе было немало авторов, которые превосходно знали Библию. Но вряд ли найдется кто-либо еще, кто, как Достоевский, четыре года читал лишь Евангелие, пережил и прожил его как свою судьбу», ― цитирует газета слова одного из инициаторов проекта, доктора филологических наук Владимира Захарова.

«Евангелие — единственная книга, позволенная в остроге. Она лежала под моей подушкой в каторге. Я читал ее и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного…», ― приводит «Крестовский мост» воспоминания Федора Достоевского.

Портрет Федора Достоевского, Василий Перов, 1872 год
​Папа Франциск признался, что на его мировоззрение повлияло творчество Достоевского

Римский понтифик рассказал об этом во время пятничного приема в Ватикане.

Подробнее

Из Омского острога писателя перевели в Семипалатинск. Он бывал в Барнауле, Кузнецке, Твери, а после амнистии вернулся в Петербург. Евангелие всегда было с ним. Первые пометки в книге сделаны кончиком ногтя: письменных принадлежностей заключенным иметь не полагалось. В дальнейшем писатель наносил знаки сухим пером, карандашом, редко — чернилами.

Больше всего пометок на текстах Иоанна Богослова. Именно его Евангелие дало толчок для развития сюжета «Преступления и наказания».

К рассказу евангелиста о Лазаре ученые обнаружили 14 пометок, сделанных в разные годы. Мотивом воскрешения, восстановления падшего человека и завершается роман «Преступление и наказание»: на каторге Раскольников вспоминает о чуде, совершенном Спасителем, и просит священную книгу у Сони.

Отдельная тема — пометки Достоевского на полях Апокалипсиса. В этом тексте он искал ключ к пониманию процессов, происходящих в мире. Писателя мучило противоречие между развитием цивилизации и оскудением веры. Попытки устроить жизнь на основе социальных теорий, по мысли писателя, могут обернуться адом, потому что игнорируют главное — заповеди и волю Творца.


Пометки на полях Евангелия, сделанные ногтем Федора Достоевского

Фото: Международный правовой курьерВ начале 1870-х, обдумывая план романа «Бесы», Достоевский перечитал Откровение Иоанна Богослова. Пророчества любимого ученика Христа стали стимулом для книги, которую тоже назовут пророческой. Напротив слов «И видел я зверя, выходящего из земли», Достоевский написал: «Соцiал», то есть «социализм». Напротив слов о «великой блуднице», которая сядет на «звере багряном», имеющем семь голов, Достоевский написал на полях: «цивилизацiя». 

Семь голов зверя, согласно апостолу Иоанну, — «семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». Это место писатель прокомментировал изобретенным им словом «общечеловек», что значит — герой нового, «научного» времени, лишенный веры, корней, всякого идеала и своеобразия.

Отмечается, что во время работы с мельчайшими, часто бесцветными знаками Достоевского в старинной книге специалисты прибегли к помощи современной оптико-электронной техники. Каждую из 620 страниц Евангелия сняли цифровой камерой при специальном освещении. Чтобы обнаружить ногтевые отметки, оптику наклоняли под углом до 40 градусов и снимали в черно-белом режиме изображения для большей контрастности. 

Полученные снимки изучили на компьютере при 40-кратном увеличении. Так ученые смогли рассмотреть малейшие шероховатости, царапины, потертости и даже микроскопические следы пыли, въевшиеся в бумагу со времен каторги.

«За годы кропотливого труда удалось установить 1426 помет, сделанных рукой Достоевского. Наиболее важные для него фрагменты Евангелия писатель 364 раза отметил ногтем, и это, скорее всего, было в самый мучительный период пребывания на каторге, когда ему запрещалось писать. Кроме того, нам удалось выявить в тексте Нового Завета 299 помет карандашом, 30 чернилами, 14 — сухим пером», ― рассказал изданию заведующий отделом рукописей Российской государственной библиотеки Виктор Молчанов.

По словам специалистов, в России создали новое научное направление — оптико-­электронную текстологию, и произошло это при изучении Евангелия Достоевского.


Издание 2010 года

В 2010 г. в издательстве «Русскiй Мiръ» вышло двухтомное издание «Евангелие Достоевского». В первом томе были представлены факсимиле и описание личного экземпляра Евангелия Достоевского (Новый Завет 1823 г.), подаренного ему женами декабристов.

В составе второго тома публиковались исследования и комментарии ученых к маргиналиям Ф. Достоевского, внесенным писателем на страницы его личного экземпляра Нового Завета. Тогда впервые было дано подробное описание отражений Евангельского слова в текстах Достоевского, раскрыто значение Евангелия в его жизни и творчестве.

В настоящее время это издание хранится в РГБ в Москве.


19 августа 2015
​Пауло Коэльо выступил в защиту Корана
21
Пнд
2018