Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Проект нового оформления входных дверей средневекового собора в испанском Бургасе вызвал неоднозначную реакцию в стране

​Проект нового оформления входных дверей средневекового собора в испанском Бургасе вызвал неоднозначную реакцию в стране

Компьютерная визуализация проекта Антонио Лопеса
А+
Распечатать
Фото: Archidiόcesis Burgos

Петицию с требованием отказаться от проекта установки новых бронзовых дверей в кафедральном соборе Бургоса подписали уже более 33 тысяч человек.

П

оддержавшие петицию пользователи называют проект известного испанского художника Антонио Лопеса «бельмом на глазу» и «художественным безобразием».

О конфликтной ситуации, сложившейся вокруг проекта, пишет британская The Guardian.


Антонио Лопес: творец в образе Творца?

Выдающийся памятник средневековой архитектуры, готический собор Богоматери в испанском Бургосе в этом году отмечает 800-летие: строительство кафедрального собора архиепархии Бургоса началось летом 1221 года.

Среди прочих реставрационных и ремонтных работ, которые должны были завершиться к юбилейным торжествам, — замена нынешних деревянных входных дверей на новые, литые. Для разработки проекта дизайна новых дверей архиепархия Бургоса пригласила известного испанского скульптора и художника-гиперреалиста Антонио Лопеса (Antonio López García).

Однако представленный А. Лопесом проект вызвал протесты и возмущение прихожан и верующих по всей Испании, а также критику некоторых представителей художественного сообщества. В петиции изображение Бога Отца на центральной двери названо «автопортретом» самого Антонио Лопеса, а барельефы Богородицы и Младенца Иисуса, по мнению критиков, представляют собой не что иное, как скульптурные портреты супруги художника и его сына.

Против проекта А. Лопеса также выступило ЮНЕСКО (Бургосский собор еще в 1984 году был объявлен памятником Всемирного наследия). На основании отчета испанского отделения Международного совета по памятникам и достопримечательностям (Icomos) в январе 2021 года Центр всемирного наследия ЮНЕСКО рекомендовал не устанавливать новые бронзовые двери.

Представители Icomos подчеркивают, что статус собора Бургоса как объекта всемирного наследия означает, что властям собора необходимо «принять во внимание последствия, которые могут возникнуть в результате невыполнения своих обязательств по сохранению собора как места выдающейся всемирной ценности».

Компьютерная визуализация проекта Антонио Лопеса. Двери с изображением Младенца  Иисуса


Сколько стоит ремонт собора, или Входные двери за 1,2 миллиона евро

Возмущение испанцев вызвало не только художественное решение, положенное автором в основу проекта, но и его стоимость: замена нынешних деревянных соборных дверей на массивные, литые из бронзы будет стоить 1,2 млн евро. «Учитывая очереди голодных людей, которые мы видим, и тот факт, что в соборе даже нет центрального отопления — что само по себе никого не удивляет в Бургосе, — почему архиепископство тратит на это 1,2 миллиона евро?» — говорится в петиции.

Власти собора выступили с ответным заявлением, обвинив противников в ведении «кампании клеветы» и настаивая на том, что проект проводится с «абсолютной прозрачностью» и неукоснительным соблюдением принципов сохранения культурного наследия.

Собор и городской совет категорически отвергли предположения о том, что совет выделил 800 тысяч евро на изготовление новых дверей, настаивая на том, что проект не предусматривает государственное финансирование. Так, на сегодняшний день, когда из-за пандемии поступления в фонд проекта уменьшились, церковные власти ищут новых спонсоров для продолжения работ.

Представители архиепархии также указали, что взгляды Icomos не являются для них обязательными, добавив: «Это не первый случай, когда Icomos публикует неблагоприятный отчет о еще не завершенных проектах культурного наследия».

По их мнению, новые двери являются произведением современного искусства, которое дополнит «памятник, сочетающим в себе пять художественных стилей, которые являются плодом каждого этапа из его восьмивековой истории». 

Они также убеждены в «исключительной культурной, духовной и евангелизационной ценности проекта, одобренного десятками известных личностей в мире культуры».

Компьютерная визуализация проекта Антонио Лопеса. Двери с изображением Благовещения

«Иконографический проект включает в себя глубокое и заботливое богословское послание, в котором, в характерном стиле Антонио Лопеса, на входной двери изображен образ Бога Отца, Который является любовью и милосердием; на левой боковой двери — тайна Благовещения, в которой Святой Дух покрывает своей тенью Деву Марию, а на правой боковой двери — сцена из детства Иисуса, чистота и невинность которого обновляет вселенную», — считают сторонники проекта.

По мнению церковных властей Бургоса, новые двери собора предлагают «уникальную возможность открыть искусство, собор и город» для остального мира. «Это возможность связать город с будущим и с помощью этих новых дверей, которые необходимы собору и которые будут символом единства и наследием для будущих поколений, войти в историю», — приводит издание заявление архиепархии.

Формально, заявляя о необязательности решения Icomos, церковные власти Бургоса правы. Окончательное решение о новых дверях входит в компетенцию департамента культуры правительства Кастилии-и-Леон, испанского региона, в котором находится Бургос.


Последние новости
​На церковных кладбищах англиканских храмов Великобритании проведут исследование биологического разнообразия

В Британии церковные погосты, не застроенные и не распаханные, являются естественными центрами биоразнообразия, предлагая среду обитания для ценных и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных.

12 апреля 2021
218
13
Втр
2021