Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Приход в Сунже прекратил свою деятельность из-за конфликта с собственником земельного участка, на котором был построен храм

​Приход в Сунже прекратил свою деятельность из-за конфликта с собственником земельного участка, на котором был построен храм

Храм преподобного Романа Сладкопевца в селе Сунжа
А+
Распечатать
Фото: Владикавказская и Аланская епархия

Владикавказская епархия опубликовала официальное заявление «В связи с прекращением богослужений в храме преподобного Романа Сладкопевца с. Сунжа». В нем излагаются причины, приведшие к закрытию храма.

В качестве главной причины указан конфликт между приходом и Альбертом Базаевым — бизнесменом, уроженцем Сунжи, который в 2007 году выступил инициатором возведения православного храма в своем родном селе.

Церковь в Сунже: недолгая история прихода

Храм в честь прп. Романа Сладкопевца был заложен в 2007 году на земельном участке, который принадлежал А. Базаеву, в то время — генеральному директору петербургской лизинговой компании ООО «Магистраль-Финанс». 

Как сообщает епархия, регулярные богослужения во вновь построенной церкви начались в 2012 году. Тогда же была зарегистрирована местная религиозная организация православный приход храма во имя преподобного Романа Сладкопевца (полное официальное наименование, согласно ЕГРЮЛ — «Местная религиозная организация православный приход храма во имя преподобного Романа Сладкопевца, с. Сунжа Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания Владикавказской епархии Русской православной церкви»). 

Прихожанами храма стали православные верующие села Сунжа, а также жители близлежащих сел и Владикавказа.

С точки зрения законодательства и земельный участок, и сам храм, построенный на нем, оставались частной собственностью А. Базаева. 

Владикавказская епархия неоднократно поднимала вопрос о передаче храма в пользование приходу, и в 2017 году бизнесмен заключил с приходом договор ссуды о предоставлении права безвозмездного пользования земельным участком с расположенным на этом участке зданием церкви.

«Однако, несмотря на заключенный договор, А. М. Базаев вмешивался в административно-хозяйственную деятельность прихода, высказывал свое неприязненное отношение к настоятелю храма иерею Герману Дзалаеву и предъявлял требования о смене священнослужителя, — говорится в заявлении епархии. — Не добившись желаемого результата, А. М. Базаев направил 27 июля 2018 года в адрес прихода Уведомление об отказе от договора ссуды с требованием в срок 1 месяц освободить указанный земельный участок и прекратить богослужения в храме».

Жители деревни Корниловка Навашинского района на водосвятном молебне на источнике в честь мученицы Параскевы Пятницы
В нижегородской деревне требуют снести построенный местным жителем храм

До революции на этом месте стояла церковь, житель восстановил ее за свой счет, но чиновники считают церковь самостроем.

Подробнее

Епархия напоминает, что, согласно статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно могут совершаться «...в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения».

Прихожане у храма преподобного Романа Сладкопевца, фото 2017 года

Фото: Альбина Габуева (CC by-sa 4.0)Таким образом, по истечении 30-дневного срока со дня официального получения уведомления об освобождении земельного участка право прихода на проведение богослужений, религиозных обрядов и церемоний прекращается.

«В этой связи, мы с сожалением сообщаем, что с 22 сентября 2018 года приход вынужден прекратить свою уставную деятельность по вышеупомянутому адресу», — говорится в заявлении.

Чтобы не лишать жителей Сунжи возможности участия в литургической жизни, епархия ищет подходящее помещение для продолжения богослужений. Пока оно не будет найдено, бывшим прихожанам церкви прп. Романа Сладкопевца предлагают посещать службы в близлежащих храмах: храме Александра Невского в станице Архонской, храме Рождества Пресвятой Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы во Владикавказе.

Православный храм как частная собственность: возможно ли такое?

До 1917 года случаи, когда православный храм находился в частной собственности, были нередки. Прежде всего это касалось домовых церквей, которые состоятельные верующие строили в своих имениях, усадьбах или устраивали в городских домах. Например, в одной Москве перед революцией 1917 года было не менее 230 домовых церквей.

Однако такая ситуация существовала не всегда. Например, при Петре I устройство домовых церквей было полностью запрещено. Затем в 1722 и 1723 годах Святейший Синод, по Высочайшему повелению, дозволил «знатным и престарелым персонам в крайних случаях иметь в своих домовых палатах подвижные антиминсы, с потребным к священнодействию убранством, но без особых причтов», а в 1762 году было разрешено иметь домовые церкви.

Возведение храма во имя иконы Божией Матери «Игоревская» в поселке Маслово Ивдельского района
​На Урале семья строит храм в память о погибшем сыне

В поселке Маслово Ивдельского района на севере Свердловской области подходит к концу строительство храма во имя иконы Божией Матери «Игоревская».

Подробнее

До 1917 года домовые церкви создавались для частных лиц, которые в силу возраста или болезни не имели возможности посещать приходскую церковь, при наличии у них особых заслуг. Устроение каждой такой церкви носило разрешительный характер. Разрешение давали епархиальные архиереи, а в Москве и Санкт-Петербурге — Святейший Синод. После смерти лица, кому было разрешено учреждение домовой церкви, все ее принадлежности передавались в собственность соответствующей приходской церкви, если не появлялось новое разрешение на продолжение существования домовой церкви.

Сегодня при строительстве нового храма обычно первым делом регистрируется религиозная община, затем она получает благословение местного епископа и приступает непосредственно к строительству. Такой порядок сохранился в Русской церкви практически в неизменном виде с XVI века.

Тем не менее, в современной России нет законодательных норм, ограничивающих право частного лица на строительство домовой церкви или храма на собственном земельном участке. О том, как будет использоваться впоследствии вновь построенная церковь, ее собственник, как правило, договаривается с местным правящим архиереем.

Вопросы, связанные с юридическим статусом того или иного православного храма, а также земельных участков, на которых они располагаются, регулируются, помимо упомянутых выше, также Федеральным законом N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятым 26 сентября 1997 года и получившим новую редакцию 5 февраля 2018 года.

В статье 22 — «Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений» говорится следующее:

«Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации» (пункт 1).

Соответственно, если организации и/или граждане, предоставившие религиозной организации земельный участок, здания или имущество, захотят расторгнуть договор, регулирующий эти отношения, они имеют на это полное право.

Своим заявлением о прекращении деятельности прихода в честь прп. Романа Сладкопевца после расторжения соответствующего договора Владикавказская епархия подтвердила этот факт.


1 июня 2018
Во Владикавказе улице Войкова вернули историческое название — Рождественская
21 июня 2017
В Бурятии строитель-самоучка возвел храм
23 марта 2017
​Правящий архиерей Владикавказской епархии ограничил доступ в знаменитую Нузальскую часовню
Последние новости
Новости по теме
9
Вск
2018