Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Преследования христиан: новая эпоха

​Преследования христиан: новая эпоха

Преследования христиан: новая эпоха
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

См. также:

Священник Димитрий Сафонов: «Все больше людей узнают о масштабах преступлений против христиан»

Боевики «Исламского государства» казнили в Пальмире 400 человек

***

Международные форумы, где обсуждаются притеснения по религиозному признаку, проходят повсеместно и регулярно. И упоминания христиан на этих собраниях — не редкость. Потому что, как правило, международные правозащитные организации вступаются за права так называемых религиозных меньшинств — небольших общин, не являющихся в том или ином государстве традиционной конфессией. Сами государства зачастую считают эти общины сектами и проводят в отношении их соответствующую политику.

Однако в течение последних нескольких лет повестка дня подобных мероприятий стала меняться. В центре обсуждения все чаще стали фигурировать вопросы, связанные со вполне традиционными, давно существующими, легальными конфессиями, — вплоть до древних христианских Церквей.

По различным данным, на сегодняшний день порядка 200 миллионов христиан во всем мире подвергаются гонениям.

Христианская Европа против христианства

18 мая 2015 года в Вене состоялась конференция по предотвращению и борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан, сообщает Патриархия.ru. Конференция проходила под эгидой ОБСЕ и касалась положения христиан не в исламских странах, а во вполне благополучной Европе.

Один из участников российской делегации протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении отметил, что христиане Европы все чаще сталкиваются с агрессией со стороны воинствующего секуляризма, принимающей различные формы вплоть до осквернения почитаемых христианами предметов и символов.

«Очень часто, — сказал священнослужитель, — христианофобия и язык ненависти в отношении христиан проявляются тогда, когда христиане декларируют и реализуют свое право на участие в общественных процессах. Они имеют такое право ровно в той же мере, как сторонники материализма, социализма, капитализма, экологического мышления, консерватизма, либерализма, какой-либо иной философской или политической доктрины».

Он также напомнил, что в большинстве современных общественных и юридических систем различные мировоззрения равны, и потому их носители должны иметь равные возможности для влияния на общество. 

«Многие христиане считают, что они призваны полноценно и решительно влиять на любые процессы, происходящие в сфере общественной, экономической, культурной жизни. Отрицание такого права, призывы не допустить религиозного влияния на общество, сделать публичное пространство «свободным» от религии и ее символов — это явное стремление к дискриминации», — подчеркнул протоиерей В. Чаплин.

Проявления нетерпимости и дискриминации встречаются даже в тех государствах-участниках ОБСЕ, где христиане составляют большинство. Об этом заявил директор департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ А.Д. Викторов. Среди таких проявлений он назвал нападения на духовенство, противодействие проведению религиозных мероприятий, разрушение и осквернение христианских церквей и кладбищ, попытки устранения религиозных символов из общественных мест, ущемление свободы выражения мнения христиан, дискриминация в экономической жизни и других сферах. 

«Растет число вандалистских выходок, поджогов, краж христианских ценностей и объектов культурного наследия. Некоторые СМИ под прикрытием свободы выражения мнения позволяют себе открыто глумиться над христианскими ценностями. Позитивная дискриминация некоторых религиозных меньшинств приводит к нарушению прав христианского большинства. Доходит до абсурда — запрета носить религиозные символы, установки рождественских елок и так далее», — отметил дипломат.

Но особенно тяжелым за последнее время стало положение христиан в странах исламской традиции.


Христианство и ислам

Ситуация в Ираке, Сирии, Египте, где в результате «арабской весны» произошли серьезные изменения в политическом устройстве, возникновение так называемого Исламского государства — все эти события коренным образом изменили положение христиан на Ближнем Востоке. Радикальные исламские боевики уже несколько раз провели публичные массовые казни захваченных христиан. Последний случай — сирийская Пальмира: здесь всего за несколько дней мая исламисты казнили более 200 человек.

Соседство христианства и ислама на Ближнем Востоке никогда не было бесконфликтным. Но на сегодняшний день, по мнению аналитиков, ситуация катастрофическая: христиане, находясь в меньшинстве, претерпевают жестокие гонения, лишаясь дома, имущества, а порой и самой жизни.

На этом фоне такое традиционно мусульманское государство как Пакистан совершило акт, совершенно выбивающийся из общего ряда. Как сообщил сайт www.newsru.co.il, 22 мая пакистанский суд по делам, связанным с террором, приговорил к смертной казни 106 человек, признанных виновными в убийстве двух супругов-христиан в 2014 году. 

Тогда в городе Кот Рада Кишен около 400 человек, подстрекаемые тремя наиболее активными и непримиримыми мусульманами, избили Саджада Месиха и его беременную жену Саму, потребовали от них принять ислам, а после их отказа отречься от христианской веры сожгли в печи для обжига кирпичей.

Такой суровый приговор власти страны, очевидно, рассматривают как одно из средств для противодействия процессу радикализации ислама.

Хотя, по мнению заведующего сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви священника Дмитрия Сафонова, в целом пакистанские власти поставили своей целью создание монорелигиозного государства.

«В этой стране, например, есть закон о богохульстве, по которому любой христианин может быть обвинен в оскорблении ислама. Такое произошло с печально известной пакистанской христианкой Асией Биби, которая уже много лет сидит в тюрьме за свои религиозные убеждения», — рассказал священник в интервью для Rublev.com.


Русский мир

Неожиданно для многих в последнее время в обсуждение проблемы притеснений христиан оказалась активно вовлечена Русская православная церковь. Причиной стала ситуация на Украине. Если с 1990-х годов главной темой обсуждения были западно-украинские епархии, где периодически имели место конфликты с раскольниками и униатами, то теперь это явление распространилось на всю территорию страны. Военные действия на востоке Украины, эскалация агрессии и напряженности внутри самого украинского общества привели к тому, что некоторые священнослужители, не подвергающие сомнению каноническое единство Русской церкви, были вынуждены оставлять свои приходы из соображений безопасности.

Недавние сообщения российских СМИ создали впечатление чрезвычайной ситуации. «Священники РПЦ МП массово покидают Украину» — таков был общий тон заголовков. Однако, подчеркнул священник Д. Сафонов, такая подача информации не соответствует действительности.

Во время краткого выступления, рассказал священнослужитель, он привел всего несколько фактов нарушения прав клириков и верующих канонической Украинской православной церкви, упомянув о 19-ти храмах, захваченных раскольниками из так называемого Киевского патриархата. Также он привел факты давления в отношении некоторых священнослужителей, в частности иеромонаха Феофана (Кратирова), которого похитили и держали в плену до апреля этого года. 

«Я сказал, что за все время украинского конфликта, некоторые клирики вынуждены были покинуть Украину из-за угроз или военных действий, и численность их может исчисляться десятками, хотя точная статистика невозможна. К сожалению, эта фраза была некорректно истолкована некоторыми журналистами, в результате чего появилось новости о том, что якобы в настоящее время имеет место «массовое бегство» клириков, — сказал священник. — Ни о каком «массовом бегстве» священников не может быть и речи! Любой журналист может зайти на официальные церковные сайты и найти статистику о том, что, по данным на конец 2012 года в Украинской православной церкви имеется около 11 тысяч клириков, т.е. речь идет о нескольких десятых процента от общей численности», — подчеркнул он. 

Тем не менее, украинская тема прозвучала на конференции в Вене, поскольку часть православных верующих и духовенства в стране за последнее время испытывают сложности именно в силу принадлежности к Русской православной церкви.

7
Срд
2016