Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Православные педагоги просят начать преподавать кряшенский язык и литературу в школах Татарстана

Православные педагоги просят начать преподавать кряшенский язык и литературу в школах Татарстана

Православные педагоги просят начать преподавать кряшенский язык и литературу в школах Татарстана
А+
Распечатать
Фото: Станица Нижнекундрюченская, сайт Храма Рождества Христова

Язык и литература кряшен (татар, исповедующих православие) являются неотъемлемой частью культуры Татарстана, а потому их необходимо изучать в школах республики, хотя бы там, где живут сами кряшены, считают татарстанские православные педагоги.

«Просить министерство образования и науки Республики Татарстан рассмотреть возможность перепрофилировать общеобразовательные школы в населенных пунктах с преобладающим кряшенским населением, добавив в них кряшенский этнокультурный компонент, включающий преподавание кряшенского языка и литературы, истории и духовного наследия кряшен», — предлагается в документе, опубликованном на сайте Татарстанской митрополии.

Авторы предложений призвали сформировать библиотечный фонд кряшенской просветительской и духовно-нравственной литературы и распределить ее в библиотеки населенных пунктов с преобладающим кряшенским населением и в воскресные школы кряшенских приходов.

Они также рекомендовали Кряшенскому сектору миссионерского отдела Казанской епархии воссоздать переводческую комиссию для того, чтобы более активно переводить просветительскую и духовно-нравственную литературу на кряшенский язык.

Участники встречи просят отдел по работе с молодежью Казанской епархии при организации различных форумов и слетов предусмотреть специальные кряшенские секции и привлекать к своим проектам кряшенский молодежный актив.

«Отрадно, что тема духовного просвещения кряшен привлекла внимание организаторов съезда. Преподаватели из кряшенской деревни Новые Усы Муслюмовского района Республики Татарстан стали победителями в конкурсе работ по православной педагогике и в ходе пленарного заседания Съезда были награждены митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном специальными грамотами. Участники Секции выражают благодарность организаторам съезда за предоставленную возможность заинтересованным лицам собраться и обсудить современное положение и перспективы развития пастырского окормления кряшен», — цитирует сайт Татарстанской митрополии благочинного Алексеевского района Чистопольской епархии протоиерея Павла Чурашова.


Кряшены и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан на десятой годовщине издания Нового Завета на языке кряшен

Фото: Татарстанская митрополияВ работе секции приняли участие представители православного духовенства из числа кряшен, ученые и общественные деятели. Возглавил секцию секретарь Ученого совета Казанской духовной семинарии, доктор церковной истории протоиерей Алексий Колчерин. Часть дискуссии велась на кряшенском языке.

Кряшены

Кряшены — этноконфессиональная общность, представители которой проживают в обширном регионе Поволжья и Приуралья, в частности, в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане и Челябинской области. Их иногда называют крещеными татарами, но сами они себя таковыми не признают, считая себя потомками тюркоязычного племени, крещеного еще в VI в. во времена Булгарского Царства.

Вторая волна крещения относится ко времени после взятия Казани в 1552 г. (так называемые «старокрещеные»), третья — второй половине XVIII в. («новокрещеные»). Следует отметить, что часть исследователей признают действительно имевшей место лишь христианизацию в XVI и XVIII вв.


Кряшенка

Фото: hram-rogdestva.cerkov.ruЧисленность кряшен оценивалась ориентировочно до 300 тысяч человек. Исследователи отмечают, что, хотя кряшены генетически связаны с казанскими татарами, но своеобразие материальной и духовной культуры, связанное с условиями формирования, о также особенности языка и, что немаловажно, возросшее самосознание позволяют считать их самостоятельным этносом.

Верующие кряшены исповедуют православие. Впервые Божественная литургия на кряшенском языке была совершена в 1869 г., а в следующем году богослужение на родном языке получило официальное признание и разрешение. Основой культового языка христиан-кряшен с середины XIX в. стал разговорный язык кряшен, на который были переведены основные богослужебные тексты.

Кряшены и кряшенский язык. Современное состояние

В силу замкнутости кряшенской среды, вызванной существованием в условиях мусульманского окружения и стремлением оградить себя от ассимиляционных тенденций, язык кряшен в XX в. не претерпел существенных изменений.

Особый статус кряшен, определяемый их этно-конфессиональным своеобразием, всегда признавался в Российской империи. До революции на территории Казанской губернии действовало более ста кряшенских храмов и два кряшенских монастыря, 114 кряшенских школ, существовали свои читальни и библиотеки. Даже после октябрьского переворота 1917 года кряшены некоторое время регистрировались как самостоятельная этническая единица — «народность».

В 1925 году имелось 77 кряшенских школ 1-й ступени, в Казани до 1929 года издавалась своя газета «Кинэш».

В дальнейшем Советская власть стала проводить политику, ведущую к ассимиляции христиан-кряшен мусульманским татарским окружением в пределах существовавшей тогда Татарской Автономной Республики. В результате этой политики стали игнорироваться национальные и конфессиональные интересы кряшен, которых при последующих переписях стали против их воли записывать татарами.


Народный праздник культуры кряшен Питрау в селе Зюри Мамадышского района

Фото: Государственный Совет Республики ТатарстанПериод возрождения этнического самосознания кряшенской народности начался в конце 80-х годов, одним из проявлений которого явилось создание «Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен». Возобновилась религиозная жизнь, кряшенским общинам возвращаются храмы, которые реставрируются исключительно силами самих кряшен. Богослужение на кряшенском языке возродилось в 1989 г.

Всероссийская перепись населения 2010 года выявила увеличение численности кряшен по сравнению с переписью 2002 года. Так, в 2002 году, согласно данным Росстата, в России проживало всего 24668 кряшен, из которых 18760 человек — в Татарстане. В 2010 году численность граждан России, назвавших себя кряшенами, выросла до 34822 человек по России, а 29962 из них проживали в Татарстане. Таким образом, по России кряшенское население увеличилось на 41,1%, в Татарстане — на 59,7%.

11
Вск
2016