Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Православные христиане вступили в последнюю неделю Великого поста

​Православные христиане вступили в последнюю неделю Великого поста

Православные христиане вступили в последнюю неделю Великого поста
А+
Распечатать
Фото: Храм прав. Иоанна Кронштадтского в посёлке Колтуши

Наступившая шестая неделя Великого поста — последняя. Пост завершится в пятницу накануне Лазаревой субботы — праздника, установленного в честь воскрешения праведного Лазаря.

Лазарева суббота, следующее за ней Вербное воскресенье и дни Страстной седмицы не являются частью Великого поста, хотя в этот период церковный устав и предписывает верующим соблюдать строгий пост.

Распространенное представление, что Великий пост заканчивается накануне Пасхи, ошибочно. Великий пост называется в церковной традиции «святой Четыредесятницей», поскольку он длится 40 дней. Эти сорок дней складываются из шести недель Великого поста (42 дня), от которых отнимаются Лазарева суббота и Неделя ваий — праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Наступившая неделя в церковной традиции носит название «седмица ваий» (в переводе с греческого — «седмица пальмовых ветвей»). В этот период на богослужении верующие вспоминают евангельские события, предшествовавшие входу Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его последней, Крестной Пасхи.


Седмица ваий в 2017 году. Благовещение и Вербное воскресенье

В этом году на последнюю неделю Великого поста выпадают сразу два двунадесятых праздника — Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим.

Так получилось, потому что Благовещение является не переходящим праздником, который отмечается каждый год 7 апреля (25 марта ст. ст.), а Вход Господень в Иерусалим каждый год приходится на новую дату. Этот праздник привязан к Пасхе, не имеющей постоянной даты в церковном календаре: Пасха празднуется в православии в первое воскресенье после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия.

Благовещение — один из главных православных праздников. В этот день христиане вспоминают благую весть о предстоящем рождении Иисуса Христа, Спасителя и Сына Божьего, которую получила Дева Мария от архангела Гавриила.

Евгений Кустовский, руководитель Московских регентских курсов — о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы:

 

Мария жила в Назарете и была по иудейскому обычаю обручена с плотником по имени Иосиф. Однако она была с детства посвящена Богу и дала обет целомудрия, так что Иосиф был ей не мужем, а опекуном и хранителем ее чистоты.

В назначенный час посланец Бога архангел Гавриил явился Марии и рассказал, что ей предстоит родить Спасителя мира. Мария удивилась, потому что была невинна и собиралась хранить невинность всю жизнь, но архангел объяснил ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки, глава 1, стих 35). На это Мария кротко ответила: «Я Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (там же, стих 36).

Чаще всего Благовещение приходится на Великий пост. В этот день ради праздника пост не отменяется, но послабляется — на трапезе разрешаются рыба и вино.

Вход Господень в Иерусалим — великий церковный праздник, который отмечается за неделю до Пасхи. В этот день христиане вспоминают торжественную встречу Иисуса Христа жителями Иерусалима за пять дней до Его смерти на Кресте.

В последние дни Своей земной жизни Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. К тому времени по всей стране шла молва о совершенных Им чудесах: исцелении неизлечимо больных, изгнании злых духов и воскрешении мертвых. Люди верили, что Иисус, придя в Иерусалим, освободит землю Израиля от власти Римской империи. Народ встречал Его как будущего царя с пальмовыми ветвями в руках, постилая Ему под ноги свою одежду и восклицая: «Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне!» А священники Иерусалимского храма втайне решили убить Иисуса, потому что опасались Его влияния на народ.

Вход Господень в Иерусалим
Вербное Воскресенье: вход Царя на страдания

Сегодня Православная Церковь празднует торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим.

Подробнее

Праздник Входа Господня в Иерусалим также называется Неделей ваий («вайя» по-гречески — пальмовая ветвь, «неделя» по-церковнославянски — воскресенье). В этот день верующие приносят в храм зеленые ветви или цветы в память о людях, встречавших Спасителя с пальмовыми ветвями в руках. В России в храм приходят с ветвями вербы — единственного дерева, которое распускается ранней весной. Поэтому в русской церковной традиции праздник называется Вербным воскресеньем.


Евгений Кустовский — о празднике Входа Господня в Иерусалим:

 


24 марта 2016
Да исправится молитва моя: Великий пост в Оптиной пустыни
6 апреля 2015
Посещение храмов Москвы в Вербное воскресенье увеличилось почти в 2 раза с прошлого года
28 февраля 2015
Великий пост без гарантий успеха
Последние новости
​На церковных кладбищах англиканских храмов Великобритании проведут исследование биологического разнообразия

В Британии церковные погосты, не застроенные и не распаханные, являются естественными центрами биоразнообразия, предлагая среду обитания для ценных и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных.

12 апреля 2021
124
Новости по теме
Да исправится молитва моя: Великий пост в Оптиной пустыни

«Что такое Великий Пост? Время, когда опустеет холодильник? Когда телевизор зарастет паутиной? Когда одежда должна приобрести траурные мрачные тона? Когда наше лицо должно забыть, что такое улыбка? Если  это так, если наше делание будет чисто внешним – не съесть, не посмотреть, не открыть рот, закрыть глаза и ничего не видеть, – наше постное делание может оказаться просто карикатурным!» (Из проповеди о. Тихона, скитоначальника Оптиной пустыни).

24 марта 2016
7706
Великий пост без гарантий успеха

В том и заключается смысл поста, чтобы обрубить ложные, надуманные нами гарантии нашей близости к Богу, нашей «приличности» или даже «исключительности», вывернуть душу наизнанку, показать её такой, какова она на самом деле.

28 февраля 2015
3830
13
Втр
2021