Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Православные христиане отмечают Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Православные христиане отмечают Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы, икона. Греция, Афон, XVI век
А+
Распечатать
Фото: Русская Икона

Великий христианский праздник Введения (входа) во храм Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым непереходящим праздникам Православной церкви и отмечается 4 декабря по новому стилю.

Основой для этого праздника послужили события, описанные в Протоевангелии Иакова (вторая половина II века) и так называемом евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти книги не входили в состав Священного Писания, однако были любимым чтением христиан и основывались на древних устных церковных преданиях.

Как описано в Протоевангелии Иакова, Дева Мария была долгожданным и любимым ребенком у своих родителей Иоакима и Анны. Господь послал Ее им, когда они были уже пожилыми и не надеялись иметь детей. В благодарность они обещали посвятить свое Дитя Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников.

В храм вела лестница в 15 высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, отец пророка Иоанна Крестителя, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.

Подобное деяние было неслыханным нарушением религиозных правил, но Захария сделал это по внушению Святого Духа: Дева Мария была достойна этой чести, потому что Ей предстояло родить Бога.

Введение во храм Пресвятой Богородицы, картина Витторе Карпаччо, Италия XVI век

Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. После этого Мария до 12 лет воспитывалась при храме.

Земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо покрыта тайной. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Но в церковном предании сохранились сведения о том, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Библеисты и богословы спорят о том, нужно ли понимать повествование о Введении во храм Пресвятой Богородицы буквально или же символически. Вероятнее всего, автор протоевангелия нарочно дополнил свое повествование подробностями, которые не обладали исторической достоверностью, однако были призваны подчеркнуть непорочность Девы Марии, Ее преданность Богу, высоту Ее служения, а также подчеркнуть святость безбрачия ради Христа.

Почему же так особенно выделяется это событие? Храм для иудейского народа был местом особого Божия присутствия. И когда Матерь Божия входит в него, то получается, что таким образом происходит символическая встреча не только Ветхого и Нового Заветов. В ветхозаветный храм входит храм новый — Сама Пресвятая Дева. Не просто так впоследствии христианское богословие будет называть Богородицуновой Скинией Завета. Ведь и Она исполняется Славы Божией и воспринимает в себе Самого Бога. Она и есть новый, живой Его храм.

Установление праздника

Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма построили большую церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.

Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.

12
Втр
2017