Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Православные христиане отмечают Вход Господень в Иерусалим

Православные христиане отмечают Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим, икона XVII века, Греция, Крит
А+
Распечатать
Фото: Русская Икона

Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами, о нем повествуют апостол Матфей в 21-й главе своего Евангелия, ап. Марк (11-я глава), ап. Лука (19-я глава) и ап. Иоанн (12-я глава).

В последние дни Своей земной жизни Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. К тому времени по всей стране шла молва о совершенных Им чудесах: исцелении неизлечимо больных, изгнании злых духов и воскрешении мертвых. Люди верили, что Иисус, придя в Иерусалим, освободит землю Израиля от власти Римской империи.

Евангелие от Матфея (21:1—7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании осленка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им). Иисус захотел въехать в город на осленке, показывая, тем самым что он входит в Иерусалим с желанием мира: на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны.

Иисус въехал верхом на осле в Иерусалим, где его встретил народ. Жители Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, случившемся накануне, встретили Иисуса очень торжественно.

Люди клали на дорогу одежду и постилали пальмовые ветви с восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9).

Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и люди ждали национального освободителя от иноземного господства.

Иисус Христос вошел в Иерусалимский храм, где опрокинул столы меновщиков и продавцов скота. Он напомнил иудеям слова Писания: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Этим поступком Он вызвал недовольство служителей, однако те не посмели схватить Его, опасаясь народа.

Видя, что Иисуса почитает и слушает народ, священники Иерусалимского храма втайне решили убить Его.

После того как Иисус вышел из храма, к Нему подходили слепые и хромые, и Он исцелял их (Мф. 21:14).

Вечером Иисус покинул Иерусалим и провел ночь в Вифании (Мф. 21:17).

На следующий день начался период, который называется Страстной седмицей.

Неделя ваий

На Руси в допетровскую эпоху Вербное воскресенье отмечалось весьма торжественно. Существовал особый обычай «шествия на осляти». Оно проходило от Успенского собора Кремля до собора Василия Блаженного, поскольку один из пределов храма посвящен Входу Господню в Иерусалим. Во время шествия царь вел под уздцы богато убранную лошадь, на которой восседал патриарх, а дети стрельцов устилали дорогу перед процессией тканями. После отмены патриаршества и переноса Петром столицы в Петербург этот обычай был отменен.

Однако и по сей день в Церкви сохранился обычай освящать на богослужении вербу. Поскольку в северных широтах верба — первое дерево, на котором набухают почки, она заменила собой пальму. Вербу принято освящать в субботу вечером, чтобы в воскресенье утром на Божественной Литургии стоять уже с освященной вербой.

Всенощное бдение накануне праздника Входа Господня в Иерусалим

Фото: Патриархия.руОднако, по сложившейся практике, вербу освящают и в воскресенье, после Литургии. Освященные веточки вербы многие христиане хранят в своих домах на протяжении всего года, украшая ими иконы.

В некоторых местностях есть традиция — вкладывать веточки вербы в руки усопшим, в знак того, что они победят смерть и восстанут из своих могил навстречу грядущему судить мир Христу.

Вербное воскресенье всегда приходится на Великий пост, который ради праздника послабляется — разрешаются рыба и вино.

Наступившая неделя в церковной традиции носит название «седмица ваий» (в переводе с греческого — «седмица пальмовых ветвей»).


Вербное воскресенье у католиков

В западной христианской традиции праздник Входа Господня в Иерусалим называется Пальмовым воскресеньем (по латыни «Die dominica in palmas»).

Перед началом праздничной мессы проводится традиционное шествие вокруг или внутри храма. Участники шествия держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажженные свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны (в католическом богослужении рефрен, исполняющийся до и после псалма или евангельских песней) и гимн Христу-Царю. Шествие символически изображает новозаветный сюжет: люди выходят навстречу Христу во время Входа Господня в Иерусалим.

Месса включает в себя чтение Страстей Господних. «Страсти Господни» — католическая служба, на которой последовательно читается одно из четырех Евангелий. На богослужении также освящают ветви. Их, как и в России, верующие хранят дома — до следующего Великого поста.

Последние новости
В Соборе Святого Семейства в Барселоне откроется центр изучения творчества Антонио Гауди

При центре откроется библиотека, посвященная творчеству архитектора, а также будет создана открытая база данных, где будут собраны все сохранившиеся документальные свидетельства о нем.

23 сентября 2020
396
​Королевская семья Нидерландов может отказаться от пользования каретой из-за «колониалистских и расистских» изображений на ней

С 1898 года официальный парадный экипаж используется при ежегодном обращении монарха к парламенту страны, а также при бракосочетаниях и других важных церемониях, в которых участвуют члены королевской семьи.

21 сентября 2020
502
26
Суб
2020