Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Православные христиане отмечают праздник Входа Господня в Иерусалим

​Православные христиане отмечают праздник Входа Господня в Иерусалим

​Православные христиане отмечают праздник Входа Господня в Иерусалим
А+
Распечатать
Фото: public domain

Вход Господень в Иерусалим — великий церковный праздник, который отмечается за неделю до Пасхи. В этот день христиане вспоминают, как жители Иерусалима торжественно встречали Иисуса Христа, который через пять дней примет крестную смерть на Голгофе.

У праздника есть другие названия — Вербное воскресенье, Неделя ваий («вайя» по-гречески — пальмовая ветвь, «неделя» по-церковнославянски — воскресенье). В богослужебных книгах он называется также Неделей цветоносной.

В этот день верующие приносят в храм зеленые ветви или цветы в память о людях, встречавших Спасителя с пальмовыми ветвями в руках. В России в храм приходят с ветвями вербы — единственного дерева, которое распускается ранней весной, и поэтому праздник называется Вербным воскресеньем.

В этот день ради праздника пост послабляется — разрешаются рыба и вино.


Содержание праздника. Евангельская история

Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами, о нем повествуют апостол Матфей в 21-й главе своего Евангелия, ап. Марк (11-я глава), ап. Лука (19-я глава) и ап. Иоанн (12-я глава).

В последние дни Своей земной жизни Христос отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. К тому времени по всей стране шла молва о совершенных Им чудесах: исцелении неизлечимо больных, изгнании злых духов и воскрешении мертвых. Люди верили, что Иисус, придя в Иерусалим, освободит землю Израиля от власти Римской империи. 

Евангелие от Матфея (21:1—7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса взяли в Вифании осленка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им). Иисус захотел въехать в город на осленке, показывая, тем самым что он входит в Иерусалим с желанием мира: на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны.

Иисус въехал верхом на осле в Иерусалим, где его встретил народ. Жители Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, случившемся накануне, встретили Иисуса очень торжественно. 

 

Люди клали на дорогу одежду и постилали пальмовые ветви с восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9).

Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и люди ждали национального освободителя от иноземного господства.

Иисус Христос вошел в Иерусалимский храм, где опрокинул столы меновщиков и продавцов скота. Он напомнил иудеям слова Писания: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Этим поступком Он вызвал недовольство служителей, однако те не посмели схватить Его, опасаясь народа.

Видя, что Иисуса почитает и слушает народ, священники Иерусалимского храма втайне решили убить Его.

После того как Иисус вышел из храма, к Нему подходили слепые и хромые, и Он исцелял их (Мф. 21:14).

Вечером Иисус покинул Иерусалим и провел ночь в Вифании (Мф. 21:17).


Шествие на осляти

Начиная с XVI века на Руси распространился обычай особого крестного хода на праздник Входа Господня в Иерусалим. В этот день после литургии патриарх проезжал часть крестного хода на «осляти» — специально украшенном коне. По некоторым источникам, коню на голову привязывали длинные ослиные уши.

Самое раннее свидетельство содержится в расходных книгах Софийского дома (Софийский собор в Новгороде) за 1548 год. В день Вербного воскресенья новгородские наместники водили под архиепископом осла от собора Святой Софии Премудрости Божьей до Входоиерусалимского храма и обратно.

В XVI веке шествие начали совершать и в Московском Кремле. Обряд не прекращался даже в 1611 году, когда Кремль был занят польскими захватчиками.

С XVII века крестный ход начинался от Успенского собора и двигался через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу Покровского собора (храма Василия Блаженного). У Лобного места совершали молебен. После этого архиерей, царь и небольшая группа приближенных шли в церковь Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, где совершали богослужение.

Рядом с собором, недалеко от Лобного места, патриарха ждал «осля» — лошадь, убранная специальной попоной, ковром, зеленым и красным сукном. Патриарх, держа в одной руке Евангелие, а в другой крест, садился на осля.

От Лобного места крестный ход через Спасские (Фроловские) ворота возвращался к Успенскому собору.

Вячеслав Шварц. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865.

Вячеслав Шварц (1838—1869). Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865. Холст, масло, 60×122 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


При этом коня, на котором сидел патриарх, вел под уздцы царь вместе с одним из первостепенных бояр. Им помогали царский и патриарший дьяки, патриарший конюший старец.

По царскому указу с 1669 года шествие на осляти проводилось в Астрахани, Рязани, Казани и Тобольске. В шествии участвовали архиерей и воевода. Шествия на осляти также проводились в Новгороде и Ростове.

Соборным уложением 1678 года шествия на осляти в городах были запрещены и проводились только в Москве. В царствование Петра Первого традиция постепенно вышла из богослужебного обихода.

В последние годы в отдельных епархиях Русской церкви пытаются возродить древний обычай.

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (нынешний митрополит Екатеринбургский и Верхотурский) проводил этот обряд в праздник Входа Господня в Иерусалим во время управления Ярославской епархией.


29
Вск
2020