Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Православные американцы рассказали о перспективах своей веры в США

Православные американцы рассказали о перспективах своей веры в США

Свято-Тихоновский монастырь и Теологическая семинария, Пенсильвания, США
А+
Распечатать
Фото: Violette79 (CC by 2.0)

В этом году старейшему русскому храму в Северной Америке исполняется 150 лет, а православию на Американском континенте — более двух веков. Верующие США рассказали РИА Новости о том, в чем самобытность американского православия, каковы традиции и чем они привлекают американцев.

Православная церковь в Америке — автокефальная Поместная православная церковь, которая получила независимость от Русской православной церкви в 1970 году. Эту независимость признают ряд поместных церквей, но Константинопольский патриархат и ряд других церквей по-прежнему считают ПЦА самоуправляемой частью Русской Церкви. Православная церковь в Америке включает 12 епархий, восемь монастырей и около 650 приходов. Предстоятель Церкви носит титул архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады.

В США православие исповедует более пяти миллионов человек, то есть 1,6% населения. В Канаде православных не менее 680 тысяч — 2% населения, в Мексике ― не менее 400 тысяч человек.

Земля алеутов и индейцев

По словам епископа Санта-Роузского Даниила, сегодня Православная церковь в Америке объединяет все этнические группы и повсеместно присутствует в США, Канаде и Мексике.

Первым православным миссионером в Америке был русский монах — преподобный Герман Аляскинский, приплывший с несколькими насельниками Валаамского монастыря на Аляску в 1794 году для проповеди Евангелия среди местных жителей. Миссионеры обосновались на островах Кадьяк и Спрус (Еловый). А первым Алеутским епископом стал святитель Иннокентий (Вениаминов), создавший в 1826 году алеутский алфавит. Со временем епископскую кафедру перенесли в Сан-Франциско, а в 1905 году — уже в Нью-Йорк.

К началу XX века Алеутскую и Североамериканскую епархию составляли как русские переселенцы, так и местные жители.

«Поначалу в западных районах США это были индейцы, эскимосы, но постепенно появились и православные американцы», — уточнил агентству доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор исторических наук Андрей Кострюков.

В 1970 году Русская православная церковь предоставила Американской церкви автокефалию — так образовалась Православная церковь в Америке. Правда, Константинопольский патриархат считает, что только он имеет на это право.

«Поэтому часть православного мира признает Американскую церковь полноценной Церковью, а часть считает, что ПЦА — это просто "филиал" Русской православной церкви. Ее благодатность никто не оспаривает, но канонический статус выяснен не до конца. Это создает проблемы», — считает историк.

Помимо Православной церкви в Америке, на территории США действуют приходы Русской православной церкви и Русской зарубежной церкви, а также других поместных церквей. Все они независимы друг от друга и входят в состав SCOBA (Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the America) — Конференции канонических епископов Америки — и сообща решают вопросы миссионерства, проповеди и внутренние проблемы.

Как отметил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, в приходах Русской зарубежной церкви, очень много русских, но уже много и американцев, которые, «будучи частью Русской церкви, понимают русский дух и сознают, что у нас нет никакой политики, а есть только духовное стремление к спасению».

Самый древний храм в Северной Америке

«Я калифорниец, родился в штате Калифорния, в городе Санта-Круз. Отец приехал в Америку из СССР в 1975 году, моя мать — коренная калифорнийка. Они познакомились в Москве в 1970-х. Я служу в соборе Святой Троицы в Сан-Франциско. Наш приход очень маленький, но самый древний в Северной Америке за пределами Аляски», — рассказал протоиерей Кирилл Соколов.

По его словам, он и не думал становиться священником, хотя рос в верующей семье: «Когда мне было лет пять-семь, мой отец поступил в семинарию. И наша жизнь сильно изменилась. Мы молились, постились. Я тоже соблюдал пост — не ел мяса».

В колледже будущий американский священник помогал организовать братство молодых православных студентов.

«В храм ходил уже сам, без родителей. Когда отец умирал, он сказал мне, что глядел на это и думал: «Вот теперь православие становится его религией», — добавил о. Кирилл.

«Если бы несколько лет назад вы меня спросили, буду ли я священником, я бы сказал: "Не думаю". По первому образованию я — IT-специалист. Но Бог помог, и сейчас мне кажется, что я к этому все время готовился. Хотя это похоже на шутку. У Бога определенно есть чувство юмора», — заключил он.

Свято-Троицкий собор в Сан-Франциско

Фото: Eric Golub (CC by 2.0)Свято-Троицкий собор в Сан-Франциско отмечает в этом году 150-летие. В 1868 году Синод Русской православной церкви направил сюда первого постоянного священника. Основу прихода тогда составляли сербы, славяне, греки — все ходили в одну маленькую деревянную церковь.

«За полтора века наш приход очень изменился, на него повлияли и трагедии ХХ столетия, и миграционные потоки. Если посмотреть на мою паству, это американцы во втором поколении, 70% из них — выходцы из неправославных семей», — рассказал агентству протоиерей Кирилл Соколов.

В Свято-Троицком соборе богослужения практически всегда совершаются на английском.

«К нам приходят и люди с российскими корнями, и те, кто вообще не говорит на русском, и те, чьи дети считают себя коренными американцами, но гордятся русским наследием. Однако большинство наших прихожан — те, кто промыслом Божиим обратился к православию, приложил усилия, чтобы больше узнать о христианстве, об истории Церкви, те, кто стремился найти духовное пристанище», — добавил священник.

Сейчас в Сан-Франциско 25 православных храмов, в том числе греческие. Один из известных — собор иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», где пребывают мощи святого миссионера и покровителя эмигрантов святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича).

Православие по-американски

У православных в Новом Свете сложились свои традиции. Одна из них — ежегодное паломничество на остров Кадьяк и остров Спрус (Еловый), где проповедовал преподобный Герман Аляскинский.

Праздник номер один — День благодарения. История этого светского праздника восходит к временам колонистов, которым нужно было как-то пережить первую зиму на новых землях.

«Это единственный день в году, когда все американцы, вне зависимости от вероисповедания и происхождения, собираются в кругу семьи и друзей и делают то, что христиане делают постоянно, — благодарят Бога. Иногда они даже не осознают, кому говорят спасибо, но мы-то знаем, что благодарят они Бога — за все, что Он дал нам», — пояснил протоиерей Кирилл Соколов.

День благодарения (каждый четвертый четверг ноября) Свято-Троицкий приход в Сан-Франциско отмечает как престольный праздник. В храме совершаются всенощное бдение и литургия, возглавляет которую архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Вениамин.

«А после литургии наступает время традиционного американского праздника. Мы собираемся все вместе в трапезной, благодарим Бога в молитве, а затем преломляем хлеб и отдаем должное традиционному для этого дня угощению. Это прекрасный праздник. Он напоминает о том, что делали Кирилл и Мефодий, святой князь Владимир, креститель Руси, и все поколения святых просветителей, которые выбирали то хорошее, что может дать та или иная культура, и, освящая, приносили это Богу», — рассказывает американский священник.

Форт-Росс в наши дни

Фото: MARELBU (CC by 3.0)С 1925 года приход организует поездки в Форт-Росс — укрепленное поселение Российско-американской компании, основанное в XIX веке на калифорнийском побережье, ныне — государственный заповедник. Когда-то там развевался флаг России.

«А 4 июля мы со всей Америкой празднуем День независимости: отправляемся в Форт-Росс и совершаем там Божественную литургию, превращая светский праздник в особый священный день», — добавил о. Кирилл.

«Радужные» перспективы православия в США

По словам настоятеля собора Иоанна Предтечи Русской зарубежной церкви в Вашингтоне протоиерея Виктора Потапова, существует тенденция перехода коренных американцев из католицизма и протестантизма в православие: «Так, например, в моем храме уже около 40% прихожан ― это коренные американцы, не говорящие по-русски. В связи с этом нам приходится совершать два богослужения: на русском и английском».

Уличное богослужение американских протестантов-пятидесятников, Лос-Анджелес, США
В США за последние годы наблюдается резкий спад численности протестантов

Кроме того, согласно недавнему исследованию ABC News, доля нерелигиозных и невоцерковленных американцев почти удвоилась.

Подробнее

По его мнению, большинство новообращенных американцев ― это «здоровые консерваторы», не приемлющие губительные нововведения в протестантизме и католичестве: «Этих людей очень раздражает, что в некоторых направлениях протестантизма священниками становятся женщины, что разрешаются однополые браки, отвергается телесное воскресение. В православии гораздо лучше, чем в других христианских конфессиях сохранился невыхолощенный истинный дух учения Христа, характерный для первого тысячелетия».

Он добавил, что перспективы православия в США «вполне радужные»: «Число прихожан в американских приходах будет расти. В первую очередь, за счет коренных американцев. Нам нужно заранее подготовиться к этому и позаботиться о том, чтобы служба велась не только по-русски, но и по-английски. Вообще, если мы не хотим оказаться в «гетто», то просто обязаны проводить богослужения на двух языках».

А вот отток прихожан из католических и протестантских приходов США, по мнению протоирея, сохранится и в будущем.


6 июня 2018
Памятник преподобному Серафиму Саровскому открыли в США
22 февраля 2017
Ковчег с мощами патриарха Тихона провезут по США
Последние новости
​Десять гобеленов «Деяния Апостолов», созданных по эскизам Рафаэля, выставили в Сикстинской капелле впервые за 500 лет

Экспозиция уникальная: увидеть все десять гобеленов одновременно обычно невозможно, их выставляют по очереди в Ватиканской пинакотеке. Выставка продлится всего неделю, с 17 по 23 февраля.

21 февраля 2020
217
Новости по теме
23
Вск
2020