Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

​Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы, Греция, Крит, XVII век
А+
Распечатать
Фото: Русская Икона

Введение во храм Пресвятой Богородицы — христианский праздник, посвященный событию, свидетельства о котором сохранились в Священном Предании. Это воспоминание момента, когда родители Богородицы святые Иоаким и Анна, исполняя обет посвятить своего ребенка Богу, в трехлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм.

В Православной церкви принадлежит к числу двунадесятых праздников. 


События праздника

Упоминания о событиях, послуживших основой для праздника, содержатся в апокрифах. Так, о нем говорится в «Протоевангелии Иакова» (вторая половина II века) и латинском «Евангелии псевдо-Матфея» (IX век). Существует также более поздний рассказ о Введении, очень кратко пересказывающий Протоевангелие Иакова, в Минологии Василия II (конец X века) и в Синаксаре Константинопольской церкви (X век). 

Начиная с IX века появляется ряд сочинений христианских авторов, повествующих о данном событии. Сочинения Георгия Никомидийского, Феофилакта Болгарского и других авторов были к середине XVI века не только переведены на славянский, но и собраны в одной книге. Митрополит Московский Макарий поместил их в Великие четьи-минеи. 

Согласно этим источникам, когда перед зачатием Богородицы ее матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребенка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить свое обещание. В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители, Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Она поднялась по лестнице, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети.

Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввел Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

«…Почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению», — так впоследствии раскрыл богословское содержание этого события свт. Григорий Палама в своем Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Согласно разным апокрифическим источникам, Дева Мария прожила при Храме до 12-ти или до 14-ти лет. Затем ей выбрали названного супруга, которым стал Иосиф Обручник.


История установления праздника Введения

Введение во храм — это наиболее поздний двунадесятый праздник. Некоторые исследователи связывают его появление с возведением новой Богородичной церкви в Иерусалиме в 543 году при императоре Юстиниане. Но эта версия является лишь гипотезой, не имеющей никаких документальных подтверждений. 

Первые документальные свидетельства появления праздника Введения встречаются в некоторых месяцесловах VIII века. Существуют также две гомилии на этот праздник, которые приписывают патриарху Герману (+733 г.), и более поздние — патриарха Тарасия (+806 г.).

Широкое распространение праздник получил только с IX века, однако в число двунадесятых вошел лишь в XIV веке.


Последние новости
​Грузинские саперы расчистили от мин три христианских храма в районе места Крещения Иисуса Христа

22 профессиональных сапера из Грузии являются сотрудниками международной благотворительной организации HALO Trust, которая занимается разминированием западного берега Иордана.

12 декабря 2018
153
​Церковные лидеры Европы: «Странноприимство — неотъемлемая часть нашего христианского и европейского наследия»

Более тридцати представителей православных, протестантских, англиканских и других церквей подписали совместное «Рождественское заявление», посвященное проблеме беженцев.

12 декабря 2018
137
13
Чтв
2018