Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Православная церковь отмечает праздник Благовещения

Православная церковь отмечает праздник Благовещения

«Устюжское Благовещение» — икона, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде
А+
Распечатать
Фото: public domain

7 апреля весь православные Церкви, придерживающиеся юлианского календаря (так называемые старостильные), торжественно празднуют двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Родители Пресвятой Богородицы святые праведные Иоаким и Анна в знак благодарности Богу за дарованное им в старости дитя решили отдать девочку на воспитание при иерусалимском Храме. Там и жила до Своего совершеннолетия Пресвятая Отроковица Мария, проводя время в изучении Священного Писания, молитвах и рукоделии. 

Когда же Ей исполнилось 14 лет, священники решили ее выдать замуж. Но Мария объявила им, что Она дала Богу обет — навсегда остаться Девой. Тогда Отроковица Мария была обручена со своим дальним родственником, праведным старцем Иосифом, которому на тот момент уже исполнилось восемьдесят лет, и поселилась в его доме в галилейском городе Назарете. Там Пресвятая Дева продолжала вести уединенную, полную труда и молитвы жизнь 

Однажды ее комнату осветил ослепительный свет, и Пресвятая Дева увидела пришедшего к Ней ангела. Это был архангел Гавриил. Архангел приветствовал Деву Марию словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами!» Затем он сообщил Деве Марии необыкновенную, радостную весть: Ей надлежит стать Богородицей, Матерью ожидаемого на протяжении тысячелетий многими поколениями иудеев Мессии, которым будет Сын Божий. 

Дева Мария недоуменно спросила ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Тогда Гавриил объяснил ей, что зачатие Сына Божия будет непорочно и произойдет действием Духа Святого. В ответ на удивительные слова архангела Матерь Божия не испугалась, не запротестовала, а смиренно произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». 

Она от лица всего человечества изъявила готовность принять долгожданного Мессию. Воля Божия о спасении всех людей соединилась с добровольным изволением рода человеческого. 

Согласно преданию, когда к Ней вошел архангел Гавриил, Пресвятая Богородица читала книгу пророка Исаии, в которой говорится, не только о будущей славе, но и ожидающих Сына Человеческого страшных скорбях. Протоиерей Сергий Булгаков по этому поводу пишет: «Мудростью Своего пречистого сердца Дева постигла, что Тот, Кому дано спасти людей Своих, спасет их Своею кровью, и это сознание входило в Нее вместе с вестью Благовещения, и на это Она, так же ответствовала: «се раба Господня» и тем подклонила выю под Крест Своего Сына, который явился и Ей собственным крестом». Согласие Богоматери на рождение Сына Божия явилось результатом Ее личного подвига: подвига веры, смирения, праведности, необычайной сердечной чистоты.

Святая Церковь, вспоминая события Благовещения, радостно поет: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». События Благовещения имеют для христиан очень важное значение. Праздник Благовещения — это не только торжество Богоматери, но и торжество Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения» воплотившегося от Ее чистых и девственных кровей. С событий Боговоплощения начинается путь уничижения Христа, через детство и юность в простой плотницкой семье, через годы зрелости, проведенные в маленьком городе Назарете, через непонимание учеников и озлобление толпы — к Голгофе и Кресту. 

Праздник Благовещения — это первая победа над грехом и дьяволом. Все потомки Адама оказались подвержены наследственной болезни — первородному греху. Он проявлялся в том, что человек, рождаясь, уже находился во власти зла. Он уже был оторван от Бога, и преодолеть это состояние было ему не по силам. Бог, как бы Он этого ни желал, не мог исцелить человека от постигшего его недуга. Поскольку человек добровольно отпал от Бога, добровольно он должен был к Нему и вернуться. Любое же сверхъестественное вмешательство оказалось бы насилием над человеческой личностью. 

Благодаря тому, что Христос по человечеству был зачат от Духа Святого, Он смог разорвать эту порочную цепь, Он не был подвержен тлению первородного греха. Он был новый, совершенный Человек, свободный в силу Своего зачатия от тлетворного действия греха. Новый Адам, пришедший для исправления человеческой истории. Но, в отличие от первозданного Адама, соединенного с Богом лишь нитью благодати, Новый Адам был Сын Божий, вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Однако путь у ветхого и Нового Адама был один — путь послушания. И Христос его прошел, будучи послушен Отцу «даже до смерти и смерти Крестной» (Флп. 2:8).



10
Суб
2016