Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Правящий архиерей Екатеринбургской епархии запретил крещения обливанием

​Правящий архиерей Екатеринбургской епархии запретил крещения обливанием

Правящий архиерей Екатеринбургской епархии запретил крещения обливанием
А+
Распечатать
Фото: Успенский кафедральный собор (город Астрахань)

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл направил духовенству епархии циркулярное письмо, в котором иерарх определил порядок совершения таинств крещения и венчания, сообщает сайт 66.ru.

В своем письме митрополит Кирилл напомнил клирикам епархии о том, что в декабре 2011 года Священный синод Русской православной церкви принял документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви», в котором, в частности, уделялось внимание порядку подготовки желающих принять крещение к принятию этого церковного таинства.

В этом общецерковном документе, например, было дано определение термину «оглашение».

«Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять таинство крещения», — говорилось в нем.

Там же разъяснялся порядок подготовки конкретного человека к принятию крещения. Так, например, было сказано, что «В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью».

В то же время отмечалось, что при отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:

«1. Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.

2. После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви».


Екатеринбургская митрополия упорядочивает и формализует процесс подготовки к таинствам

Митрополит Кирилл в своем письме также обратил внимание духовенства, что Епархиальное собрание, состоявшееся 8 декабря 2015 года, постановило «полностью исключить практику совершения таинств крещения и венчания без подготовки, соответствующей требованиям решения Священного синода Русской православной церкви ”О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви”».

Разъясняя практические шаги по реализации этой задачи, глава Екатеринбургской митрополии, в частности, запретил совершать крещение обливанием.

«Крещение совершать только полным погружением. При отсутствии соответствующей купели направлять крещаемых в храмы, где купель позволяет проводить крещение полным погружением», — говорится в циркулярном письме.

Кроме того, в данном епархиальном документе вводится новый порядок проектирования и сооружения крещальных купелей в храмах Екатеринбургской епархии. Теперь при изготовлении купели клирики епархии обязаны предварительно представить эскиз купели на утверждение правящему архиерею. 

При этом, подчеркивается в письме, «купели должны предусматривать утилизацию воды в соответствии с правилами Церкви». Это означает, что при проектировании и оборудовании новой купели должен быть предусмотрен слив воды в так называемое непопираемое место — поскольку крещальная вода является святыней и требует соответствующего к себе отношения.

Циркулярное письмо, между тем, определяет случаи, когда крещение может быть совершено без предварительных огласительных бесед.

«В случае совершения крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после крещения при первой возможности», — говорится в документе.

Крещение совершать только полным погружением. При отсутствии соответствующей купели направлять крещаемых в храмы, где купель позволяет проводить крещение полным погружением.

Из циркулярного письма митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, 4 января 2016 г.

Несмотря на то, что в письме уделяется преимущественное внимание разъяснению порядка подготовки и совершения таинства крещения, требования, изложенные в нем относительно организации процесса оглашения, митрополит Кирилл относит также и к таинству венчания.


Полный текст документа

04 января 2016 года

№05

Отцам благочинным,
настоятелям и клирикам церквей
Екатеринбургской епархии

Циркулярное письмо

В соответствии с решением Епархиального собрания от 08 декабря 2015 года о том, что необходимо «полностью исключить практику совершения Таинств Крещения и Венчания без подготовки, соответствующей требованиям решения Священного синода Русской православной церкви «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви» следует неукоснительно соблюдать следующие требования:

  1. Согласно синодальному документу от 27 декабря 2011 года (журнал №152) минимальными требованиями к подготовке считать: «не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке. После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви».
  2. В период оглашения рекомендовать оглашаемым чтение Евангелия.
  3. Проводить огласительные беседы священникам или подготовленным мирянам (катехизаторам), а покаянную только священникам.
  4. Крещение совершать только полным погружением. При отсутствии соответствующей купели направлять крещаемых в храмы, где купель позволяет проводить крещение полным погружением.
  5. При изготовлении купели представить эскиз купели на утверждение правящему архиерею.
  6. Купели должны предусматривать утилизацию воды в соответствии с правилами Церкви (слив воды в непопираемое место).
  7. В случае совершения крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после крещения при первой возможности.
  8. Вести журнал учета огласительных и покаянных бесед, в котором отмечать дату проведения беседы, фамилии оглашаемых, фамилию ведущего беседу, тему беседы, количество часов, затраченных на беседу.

Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

Крещение и оглашение в ранней Церкви

В апостольские времена крещение чаще всего следовало непосредственно за исповеданием веры во Христа, практически без особой длительной подготовки.

По мере расширения Церкви и ослабления первоначального христианского подвижничества возникла потребность в подготовке к вступлению в Церковь через крещение. Практика предварительного оглашения (наставления) всех желающих принять крещение повсеместно утвердилась уже во II веке по Р.Х. До VI века подготовка взрослых людей к крещению была обязательной и называлась оглашением (или катехизацией). Оглашенные делились на несколько разрядов (до пяти), а само оглашение могло длиться до трех и более лет.

Исключительным случаем являлось так называемое крещение кровью — смерть некрещеных мучеников за исповедание Христа.

Крещение принимали зачастую в позднем возрасте: Григорий Богослов, сын Назианзского епископа, принял крещение от собственного отца в 30-летнем возрасте, Василий Великий и Иоанн Златоуст крестились уже после завершения получения образования. Это объясняется тем, что в этот период (IV—V века) бытовало мнение, что после крещения грехи не прощаются. Поэтому некоторые крестились даже на смертном одре. Однако уже в конце IV века 124-е правило Карфагенского Собора содержит анафему в адрес отвергающих необходимость крещения младенцев и новорожденных детей.

Согласно 46-му правилу Лаодикийского собора и 78-му правилу Трулльского (Пято-Шестого) собора, «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый день седмицы давать обет епископу или пресвитерам».


Крещение обливанием

В Русской православной церкви эта церковная традиция претерпела изменения после Брестской унии (1596 г.) и проникновения в церковную практику западной формы совершения таинства. 

В еще большей степени крещение обливанием распространилось в Русской церкви в XX веке в силу объективных причин — преследований Церкви со стороны советской власти и невозможности организовать сам институт катехизации (оглашения). То же самое произошло и с формой принятия таинства крещения: в прошлом веке священники зачастую были лишены возможности совершить крещение верующих полным погружением и были вынуждены прибегать к практике крещения обливанием, которое до этого времени воспринималось церковной традицией как исключение из общего правила.

Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий; 1877—1961) в свое время так отзывался об «обливательном» крещении:

«К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50-е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа …О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды».

29 сентября 2015
​На Филиппинах состоялось очередное массовое крещение местных жителей
24 июля 2015
​В день памяти св. князя Владимира в епархиях Русской церкви пройдут массовые крещения
17 июля 2015
​В Ставрополе правящий архиерей совершит массовое крещение
Последние новости
В Папском университете в Риме ввели новый курс по защите детей от злоупотреблений

На новый курс обучения могут поступить обладатели по меньшей мере степени бакалавра по таким специальностям, как психология, богословие, медицина, юриспруденция, педагогика.

19 февраля 2018
120
Новости по теме
​В день памяти св. князя Владимира в епархиях Русской церкви пройдут массовые крещения

Принять таинство крещения смогут все желающие. Как правило, желающим креститься предлагают предварительно пройти оглашение — подготовку, связанную со знакомством с основами веры.

24 июля 2015
2412
20
Втр
2018