Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Попрошайничество в Москве могут запретить везде, кроме территорий храмов и мечетей

​Попрошайничество в Москве могут запретить везде, кроме территорий храмов и мечетей

Попрошайничество в Москве могут запретить везде, кроме территорий храмов и мечетей
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

Столичное управление МВД России разработало и внесло на рассмотрение Мосгордумы законопроект о введении в России административного и уголовного наказания за попрошайничество. 

Председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко в комментарии для издания M24.ru отметила, что в предлагаемой новой запретительной норме может быть оставлено одно исключение: нищие смогут заниматься попрошайничеством только на территории религиозных учреждений — православных храмов и мусульманских мечетей.

По ее словам, во время больших праздников мусульмане также призваны подавать просящим милостыню. Таким образом, на территории столичных мечетей попрошайничество также должно быть разрешено.

В связи с этим столичным парламентариям теперь предстоит решить, будет ли сделано упомянутое исключение из предложенной нормы, и если да, то где именно московские нищие смогут просить подаяние без риска нарушить законодательство.

«В рамках борьбы с попрошайничеством важны четкие географические ограничения. Например, если это происходит на территории храмов, то попадает под исторически сложившуюся традицию, связанную с религиозными обрядами и воспитанием. Это должно разрешаться», — приводит издание слова И. Святенко.

Совместное заседание комиссии по безопасности и комиссии по законодательству Московской городской думы при участии экспертов из правоохранительных и надзорных органов, социальных служб и заинтересованных ведомств прошло в понедельник 18 января.


Какие изменения могут быть внесены в действующее законодательство

ГУ МВД по Москве предложило внести поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В Уголовном кодексе может появиться новая статья 241-1 «Организация занятий попрошайничеством», направленная в основном против организаторов «бизнеса» с использованием труда попрошаек. Максимальное наказание по этой статье может составить до 10-ти лет лишения свободы, сообщает РИА «Новости».

Отягчающими обстоятельствами в данном случае будут считаться использование для занятия попрошайничеством несовершеннолетних, малолетних, инвалидов, совершение преступления организованной группой, с применением насилия или с угрозой его применения, наступление тяжких последствий. 

В рамках борьбы с попрошайничеством важны четкие географические ограничения. Например, если это происходит на территории храмов, то попадает под исторически сложившуюся традицию, связанную с религиозными обрядами и воспитанием. Это должно разрешаться.

Ирина Святенко, депутат Московской городской думы

В Кодекс об административных правонарушениях РФ представители ГУВД по Москве предлагают внести статью 20.34 «Занятие попрошайничеством». Наказание, предусмотренное данной статьей, может составлять как штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей, так и административный арест на 15 суток.

При отягчающих обстоятельствах — в случае вовлечения несовершеннолетних в занятие бродяжничеством и попрошайничеством, в том числе использования несовершеннолетних взрослыми попрошайками — предлагается также внести дополнения в действующую статью УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 4-х лет.

«Включая данную норму, мы исходили из того, что занятие и организация попрошайничеством предусматривают привлечение к ответственности лиц, которые вовлекают в этот преступный бизнес социально незащищенных людей. Которые, в свою очередь, вовлекают туда несовершеннолетних. Проблема эта уже приобрела достаточно серьезный характер и требует не менее серьезного решения», — цитирует выступление на заседании заместителя начальника правового управления ГУВД по г. Москве Владимира Шульцева РИА «Новости».


«Резервации» для попрошаек: за и против

Присутствовавший на заседании в Мосгордуме Олег Мельников, лидер общественного движения «Альтернатива», участники которого занимаются освобождением людей из современного рабства (в том числе вовлеченных в деятельность преступных группировок, контролирующих нищих в крупных городах), в комментарии для M24.ru отметил, что в законодательстве должен быть введен полный запрет на занятие попрошайничеством.

«Почти все профессиональные нищие — либо рабы, либо мошенники. Нуждающийся человек не может просто так встать и просить подаяние: за каждое место нужно платить. Причем места возле храмов и монастырей стоят дороже, так как там люди подают охотнее. И если начинать бороться с попрошайничеством, то нужно запрещать его полностью, на всей территории Москвы», — подчеркнул он.

По его словам, введение в запретительную норму каких бы то ни было исключений не решит проблему попрошайничества, но лишь приведет к переделу сфер влияния между преступными группировками.

«При таком подходе определенно произойдет внутренняя война, передел власти. Последний раз такие волнения были в 2004 году, когда группировки делили ”нищенский бизнес”. И, конечно, сильно подорожают эти места. Если раньше локация на четверых человек стоила порядка 150 тысяч рублей в месяц, то после принятия такого решения цена может вырасти в разы. А значит, попрошайки будут агрессивнее отрабатывать свою ренту», — предупредил О. Мельников.

В то же время, как считает председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, в проблеме попрошайничества необходимо искать компромиссное решение. По его словам, воспитание паствы в духе милосердия является давней церковной традицией, и поэтому нужно разрешить нуждающимся просить милостыню на территориях религиозных организаций.

Он добавил также, что бороться с возможным мошенничеством в этой области могут сами прихожане и приходское духовенство.

«Важно отличать истинных нищих от мошенников. Как правило, действительно нуждающиеся люди набожны: они посещают службы, по мере сил стараются помогать приходу. Известны случаи, когда на скопленные за всю жизнь деньги нищие строили часовни. Поэтому ответственность за попрошаек можно возложить на приход или совет религиозной организации. Как правило, они знают всех нуждающихся и смогут отделить их от мошенников», — заявил В. Лебедев.

Об отношении к озвученному предложению создать легальные зоны для попрошаек на территории столичных храмов и мечетей представителей Русской православной церкви и мусульманских организаций не сообщается.


Милостыня в православии и исламе

Заповедь «Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы» (Мф. 5:7), слова Христа «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42) и другие евангельские цитаты являются основанием для церковного учения о добродетели милосердия. При этом многие Святые отцы высказывались за то, чтобы христианин при совершении акта милосердия не пытался предугадать возможные пользу или вред от поданной милостыни.

«Если вы действительно рабы Христовы, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица и не расспрашивая о жизни тех, кому даете», — так говорил в свое время св. Иоанн Милостивый.

Однако были и другие мнения относительно того, как верующему надлежит подавать милостыню. Например, святитель Филарет Московский так высказывался об этом: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души».

В целом современная практика православного благочестия настраивает верующего человека на то, чтобы его желание помочь нуждающемуся сопровождалось здравым рассуждением о том, насколько действенной будет эта помощь и не навредит ли она просящему.

На формирование такого отношения к проблеме во многом повлияло распространение в современной России такого явления, как «нищенский бизнес».

Почти все профессиональные нищие — либо рабы, либо мошенники. Нуждающийся человек не может просто так встать и просить подаяние: за каждое место нужно платить. И если начинать бороться с попрошайничеством, то нужно запрещать его полностью, на всей территории Москвы.

Олег Мельников, лидер общественного движения «Альтернатива»

В исламе также существует традиция подаяния милостыни. Помимо обязательных отчислений части своих доходов — закята, благоверный мусульманин призван по своему усмотрению и желанию подавать садаку — добровольную милостыню нуждающимся.

Садака может выплачиваться не только деньгами в качестве подаяния неимущим, но и в виде еды, одежды и прочего имущества — как нищим, так и сиротам, путешественникам, воинам.

Садакой также считается все то, чем мусульманин добровольно жертвует во имя Аллаха: время, силы, труд, деньги, проявление снисхождения или дружелюбия к кому бы то ни было и так далее. Садакой также считается отказ от чего-либо не запрещенного, с целью сохранения, поддержки, распространения религии и т. д., в пользу другого верующего. В широком смысле, в исламе всякое доброе дело является садакой.

При этом милостыня в исламе считается настолько богоугодным поступком, что ее можно давать и немусульманам.

В Коране содержится следующее обоснование для подаяния милостыни: «Когда ж им говорят: ”Пожертвуйте хотя б немногим из того, Чем наделил вас Бог”, неверные глаголют верующим так: “Пристало ль нам кормить всех тех, Кого Господь, будь Его воля, накормил бы Сам?” Здесь вы находитесь в глубоком заблужденье» (Коран, 36:47).

Относительно рассуждения при подаянии милостыни исламские наставники советуют верующим не отказываться от совершения акта милосердия, если нуждающийся просит именем Аллаха. А если у мусульманина возникают какие-то сомнения относительно порядочности просящего, алимы (авторитетные знатоки исламского вероучения) рекомендуют не отказывать в просьбе, но подать какую-то незначительную сумму — например, рубль.

12 ноября 2015
​В Ижевске открылся церковный пункт обогрева для бездомных
30 июня 2015
Количество попрошаек в московском метро уменьшилось вдвое
26 марта 2015
Экскурсия для бездомных
8
Чтв
2016