Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Полиция Израиля: пропавший в пустыне Негев британский турист, возможно, страдал «иерусалимским синдромом»

​Полиция Израиля: пропавший в пустыне Негев британский турист, возможно, страдал «иерусалимским синдромом»

Пропавший в пустыне Негев британский турист Оливер Макафи
А+
Распечатать
Фото: Facebook

Израильские спасатели уже второй месяц ищут Оливера Макафи (Oliver McAfee), гражданина Великобритании, который предпринял велопробег по Святой Земле и пропал в пустыне Негев на юге страны.

Об этом сообщает британская BBC.


«Евангельский велопробег» ирландского христианина

Будучи ревностным христианином, Оливер Макафи, 29-летний садовник из г. Челмсфорд (графство Эссекс, Англия) решил повторить путь Иисуса Христа, описанный в Евангелии, и проехать на велосипеде из Галилеи на юг Израиля. На него произвели большое впечатление слова из Евангелия от Марка: «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и ангелы служили Ему». 

Еще в апреле 2017 года Макафи уволился с работы и отправился в велопутешествие по Европе. В общей сложности он проехал по европейским странам около 14 тысяч километров. Затем у него родилась идея путешествия по Святой Земле.

Тщательно спланировав поездку, О. Макафи прибыл в Израиль в ноябре 2017 года. С собой у него были ноутбук и Библия. После сорокадневного поста и молитвенного подвига он должен был вернуться домой в Северную Ирландию к концу декабря. После того как в намеченное время путешественник не вернулся, его друзья обратились в полицию.

В ответ на запрос официальные власти Израиля сообщили, что Оливер Макафи из страны не выезжал. После этого туриста объявили в розыск.

Вскоре в окрестностях городка Мицпе-Рамон на юге Израиля сотрудники поисково-спасательных служб обнаружили велосипед британского путешественника, его компьютер, ключи и ботинки. Первоначальная версия о нападении на туриста преступников не подтвердилась: вскоре на месте первой находки спасатели и полиция обнаружили страницы из Библии и записки, сделанные О. Макафи.

Позднее еще несколько листков бумаги, исписанных его почерком, были найдены в русле ручья Цин. Одна из записей гласит: «Я Оливер, слуга Господень, сын Его». 

В связи с этими находками израильские спасатели предположили, что Оливера Макафи поразил так называемый иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид бреда величия и бреда мессианства, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определенного библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира.

Паломники в храме Гроба Господня, Иерусалим.
Подписана программа развития религиозного туризма и паломничества на 2015—2020 годы

В ближайшее время откроются национальные туристские офисы в Иерусалиме, Вифлееме, Салониках, Стамбуле и Таллине.

Подробнее

«Он очень много писал о Христе, цитировал евангелие целыми главами, — приводит слова Мейдада Горена, участника поисковой группы, сайт «Вести. Израиль по-русски». — Очевидно, искал духовного уединения. Но это лишь гипотеза».

По словам пресс-секретаря полиции Израиля Микки Розенфельда (Micky Rosenfeld), поисковая операция продолжается. «Если он все еще жив — а мы считаем, что он все еще жив, можно надеяться, что он находится где-то [в пустыне], самостоятельно добывая воду и, возможно, пищу», — заявил он. По другой версии, Макафи может находиться в Иерусалиме.


Иерусалимский синдром. «Божественное» заболевание психики

Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. 

Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей и представляет опасность для них самих или окружающих, так что появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. 

Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане вне зависимости от конфессии. У некоторых экзальтированных верующих долгожданная встреча со святыми для них местами — историческими местами присутствия Иисуса Христа, храмом Гроба Господня или Стеной Плача — вызывает значительное ухудшение состояния.

«Я Оливер, слуга Господень, сын Его».

Из записки Оливера Макафи, найденной на месте его последней стоянки 

С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное психическое расстройство может наблюдаться у паломников в Мекке. В православии этот синдром считается разновидностью духовной прелести.

Заболевание впервые клинически описано в 1930-х годах иерусалимским психиатром Хайнцем Германом. Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы еще в Средние века в путешествии монаха-доминиканца Феликса Фабера, совершившего паломничества в Святую Землю в 1479 и 1483 гг., а еще раньше — в биографии Марджери Кемп — английской писательницы, которая переживала частые видения и в начале XV в. совершила несколько паломничеств — в Рим, Иерусалим, Сантьяго де Компостела. Ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX века.

Одним из наиболее тяжелых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана (Denis Michael Rohan). 21 августа 1969 года он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки. Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.

В конце 1990-х годов Британский психиатрический журнал предположил, что сочетание влияния Иерусалима с приближением нового тысячелетия вызовет в этом городе массовую истерию. В 2000-м году, действительно, наблюдалось некоторые увеличение случаев иерусалимского синдрома, однако страхи о начале «эпидемии» оказались преувеличенными.

Одним из наиболее известных центров изучения синдрома является больница Кфар Шауль в Иерусалиме. За 13 лет наблюдения (1980—1993) отмечено 1200 паломников с тяжелыми психическими проблемами, вызванными посещением Иерусалима. Около 470 из них обратились в больницу. Среди пациентов Кфар Шауль отмечается значительное количество паломников — пятидесятников из деревенских районов США и Скандинавии.


28 декабря 2017
В Израиле обнаружили руины византийского монастыря
27 декабря 2017
В Израиле бизнесмен выращивает «Дары волхвов»
6 декабря 2017
Израильские археологи обнаружили руины храма древней Идумеи
Последние новости
Новости по теме
26
Пнд
2018