Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Поляки стали меньше причащаться и чаще крестить детей

Поляки стали меньше причащаться и чаще крестить детей

Крещение младенца в польском городе Лодзь
А+
Распечатать
Фото: Artur Nowacki (CC by-sa 2.0)

Институт статистики Католической Церкви в Польше обнародовал данные за 2016 год, сообщает Радио Ватикана.

Согласно данным, 36,7% польских католиков участвовали в воскресных мессах и 16% причащались. Таким образом, число участвовавших в воскресной Евхаристии сократилось более чем на 3% по сравнению с 2015 годом, а число причащавшихся ― на 1%.

Самое большое число посещающих воскресную мессу отмечалось в епархии Тарнува: почти 67% всех католиков. Святое Причастие принимали более 25% верующих.

В 2016 году каждое воскресенье в польских приходах совершалось в целом 48 тысяч месс. Самыми посещаемыми являлись богослужения между 8 и 11 часами.

Данные Института статистики выявляют, что в 2016 году в польских семинариях обучались 2,3 тысячи семинаристов. Самое большое число семинаристов наблюдалось также в епархии Тарнува: 175 человек. На втором месте находится Варшавская архиепархия (155 человек) и епархия Пшемысля (98 семинаристов).

Что касается монашествующих, то в Польше в 2016 году насчитывалось 18 тысяч монахинь и 11,9 тысячи монахов. В том же году в польских епархиях служили 25 тысяч священников ― больше всего в епархиях Тарнува (1559), Кракова (1182) и Катовице (1071).

Всего в Польше 10 тысяч приходов, на территории которых проживают 25,7 миллиона человек. В 2016 году Таинство Крещения приняли 374,3 тысячи человек, что на пять тысяч больше, чем в предыдущем году. В 2016 году в Польше венчались 138,3 тысячи человек, что на 2 тысячи больше, чем в 2015-м.

Католическая церковь в Польше

Католицизм является господствующей конфессией в Польше. По разным оценкам, его приверженцами являются от 86,7% до 95,5% населения.

Католическая церковь представлена в Польше четырьмя ветвями католицизма — Римско-католическая церковь, Католическая церковь византийско-славянского обряда, Украинская греко-католическая церковь и Армянская католическая церковь.


Празднование 1050-летия Крещения Польши с участием премьер-министра в апреле 2016 года

Фото: Kancelaria Premiera (CC 0)Христианскую веру в восточном обряде принесли на территорию южной Польши с деятельностью святых Кирилла и Мефодия. В 966 г. христианство в латинском обряде принял князь Мешко I из династии Пястов — эта дата считается началом Католической церкви в Польше.

В 968 году была создана первая польская епархия с центром в Познани. На I Священном синоде в Гнезно, который состоялся в 1000 году по инициативе германского императора Оттона III, было решено учредить митрополию для всей Польши с центром в Гнезно, включавшую также вроцлавскую, краковскую и колобжегскую епархии (сегодня — епархия Кошалина-Колобжега).

В 1037 году Католическая церковь пережила антихристианское восстание, известное в истории как языческая реакция. Это восстание подавил князь Казимир I Восстановитель с помощью рыцарей германского императора.

С начала XVI до середины XVII века Польша пережила Реформацию. Однако Реформация в Польше коснулась лишь магнатов и средних слоев и не имела влияния на крестьянское население. Реформационные течения были представлены лютеранством, кальвинизмом, а также движением Польских братьев, которые исповедовали арианские идеи. Реформация оказала значительное влияние на развитие литературы и образования на польском языке.

Во времена иностранной оккупации Католическая церковь оставалась для многих поляков культурной опорой в борьбе за независимость и национальное выживание.

К концу 1940-х годов Католическая церковь превратилась в абсолютно доминирующую по числу верующих религиозную организации Польши. Этому способствовал тот фактор, что в Польше почти не осталось верующих других конфессий — немцев-лютеран депортировали, многочисленная до войны иудейская община резко сократилась, территории, населенные православными украинцами и белорусами по большей части вошли в состав СССР. В этих условиях имеющий поддержку Ватикана польский епископат весь период коммунистического правления играл заметную роль в политике страны. Правящая в стране ПОРП была вынуждена сохранить католические костелы и монастыри, а также прибегать к посредничеству епископата в условиях конфликтов 1970-х — 1980-х годов.

В первые послевоенные годы польские власти способствовали восстановлению костелов, финансировали католическую печать, особо не препятствовали духовному образованию. Значительная политическая роль Католической церкви была отличием Польши от других социалистических стран.

Польские власти, будучи сторонниками атеизма, дважды неудачно пытались подчинить себе католический епископат. В 1949—1956 годах было особенно сильное гонение, в ходе которого был арестован примас Польши Стефан Вышиньский, а епископы были вынуждены присягнуть на верность Польской народной республике.

В 1956—1957 годах с приходом к власти Владислава Гомулки положение Церкви резко улучшилось: были восстановлены уроки религии в школах за счет Министерства просвещения.

В 1958—1970 годах польские власти провели антицерковную кампанию: из школ, больниц, магазинов, аптек и государственных учреждений вынесли религиозную символику, семинаристов стали призывать в армию, власти провели инспекции семинарий.

С 1971 г. преемник В. Гомулки Эдвард Герек начал проводить политику уступок в отношении Церкви: передал в ее собственность ряд зданий, простил церковные долги и т.п. За это епископат отвечал относительной лояльностью — был посредником между властью и оппозицией, в том числе при переговорах государственных структур и профсоюза «Солидарность».


Надпись над алтарем в костеле: «Церковь наш дом». Город Чаплинек, Польша

Фото: pxhere.com (СС 0)Авторитет католической церкви в Польше еще более возрос в 1978 году, когда поляк Кароль Войтыла стал римским папой Иоанном Павлом II. В 1980-е годы Католическая церковь сыграла большую роль в ликвидации социалистического режима в Польской народной республике. Хотя епископат официально занимал нейтральную позицию, многие священники с молчаливого согласия епископов помогали оппозиции, а костелы предоставляли помещения для собраний противников социалистического режима.

В 1990-е годы Католическая церковь в условиях относительной слабости власти укрепила свои позиции в Польше. В 1993 году между Ватиканом и Польшей был заключен конкордат (ратифицирован Сеймом только в 1998 году), который закрепил возможность преподавания религии в детских садах и школах.

В 1991 году была основана католическая радиостанция «Радио Мария».


28 ноября 2017
​В Польше могут законодательно запретить торговлю по воскресеньям
9 октября 2017
​Сотни тысяч польских католиков создали живую цепь вдоль границ Польши
7 сентября 2017
В Польше построят самый большой янтарный алтарь
Последние новости
В Соборе Святого Семейства в Барселоне откроется центр изучения творчества Антонио Гауди

При центре откроется библиотека, посвященная творчеству архитектора, а также будет создана открытая база данных, где будут собраны все сохранившиеся документальные свидетельства о нем.

23 сентября 2020
82
​Королевская семья Нидерландов может отказаться от пользования каретой из-за «колониалистских и расистских» изображений на ней

С 1898 года официальный парадный экипаж используется при ежегодном обращении монарха к парламенту страны, а также при бракосочетаниях и других важных церемониях, в которых участвуют члены королевской семьи.

21 сентября 2020
263
Обнародованы новые факты об участии Ватикана в судьбе беглых военнопленных в годы Второй мировой войны

Многих из них укрывали непосредственно на территории города-государства. Банк Ватикана тайно выделял средства для переправки этих людей за границу, а Ватиканское радио посылало в Лондон зашифрованные сообщения о военнопленных.

18 сентября 2020
590
Новости по теме
23
Срд
2020