Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Подлинность считавшейся копией «Мадонны с младенцем» Боттичелли установили в рамках телешоу

​Подлинность считавшейся копией «Мадонны с младенцем» Боттичелли установили в рамках телешоу

Фрагмент полотна кисти Сандро Боттичелли «Мадонна и младенец с гранатом», которое ранее считалось копией
А+
Распечатать
Фото: Rublev.com / снимок экрана

Полотно флорентийского художника почти 70 лет хранилось в запасниках Национального музей Уэльса в Кардиффе, поскольку считалось, что это грубая копия с оригинала. Благодаря анализу, проведенному экспертами программы телеканала BBC Four “Britain’s Lost Masterpieces” («Утраченные шедевры Великобритании»), удалось установить, что полотно принадлежит кисти Сандро Боттичелли (1445—1510).

Об этом сообщает британская The Guardian.


500 лет в безвестности

В 1952 году картину «Мадонна и младенец с гранатом» завещала Кардиффскому музею коллекционер и филантроп из Уэльса Гвендолин Дэвис (Gwendoline Davies), собравшая вместе с сестрой Маргарет выдающуюся коллекцию искусства. 

Сестры приобрели произведение в 1920 году у английского дилера Хью Бейкера. Бейкер, в свою очередь, купил работу в 1915 году на торгах Christie’s всего за 105 фунтов стерлингов. Тогда аукционный дом позиционировал картину размером 64,8 на 41,9 см как произведение «школы Боттичелли», датируемое приблизительно 1480 годом. 

Дэвис верила, что картина принадлежала кисти Боттичелли, или, по крайней мере, вышла из студии флорентийского художника, однако после изучения искусствоведы отвергли эту версию и понизили статус полотна до неполноценной копии.

Художник, создававший подделки под старых мастеров, арестован в Италии
​Художник, создававший подделки под старых мастеров, арестован в Италии

По версии следствия, на счету Лино Фронджа — десятки полотен, написанных в стиле Эль Греко, Франческо Пармиджанино, Франса Хальса, Лукаса Кранаха и других великих живописцев прошлого.

Подробнее

Ситуация изменилась, когда один из ведущих популярного телешоу “Britain’s Lost Masterpieces” и руководитель группы «арт-детективов» искусствовед Брендор Гросвенор (Bendor Grosvenor) решил еще раз исследовать полотно неустановленного авторства из Кардиффского музея. 


Телешоу, которое вернуло миру шедевр

Б. Гросвенор рассказал, какое впечатление произвела на него картина, когда он увидел ее впервые в хранилище музея. «Несмотря на все [более поздние] записи, некоторые ее части напомнили мне самую известную картину Боттичелли “Рождение Венеры”, — заявил историк искусства в эпизоде шоу, вышедшем в эфир 13 ноября. — Теперь я убежден, что Боттичелли сыграл важную роль в ее создании, и я рад, что картина вновь доступна для всеобщего обозрения».

Работы по расчистке поздних красочных слоев и анализу изображения возглавил Саймон Гиллеспи (Simon Gillespie). Он рассказал, что работа была нервной и захватывающей. «Мы должны были пройти миллиметр за миллиметром, учитывая хрупкость панели и оригинальные слои краски. Когда мы удаляли грязь и старый лак, чтобы раскрыть истинную красоту черт Мадонны, мы ощущали себя свидетелями возрождения шедевра», — приводит издание слова реставратора.

Инфракрасные фотографии продемонстрировали нижний слой с рисунком, типичным для студии Боттичелли, а также многочисленные изменения различных фрагментов, например, рук. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что картина не является простой копией.

Ключевую роль в установлении авторства сыграло обнаружение наброска мужского лица под красочным слоем, который признали «характерным» для стиля художника. Рисунок головы в профиль был сделан до того, как картина была завершена. Кроме того, Гиллеспи установил, что в начале XX века художник-фальсификатор добавил на полотно арочный фон — вероятно, чтобы скрыть тот факт, что картина была значительно уменьшена в размере по сравнению с исходным вариантом и могла быть фрагментом какого-то более крупного произведения.

Тем не менее, искусствоведы решили сохранить дополнительный фон, чтобы отразить таким образом историю картины.

Американский историк-искусствовед Лоуренс Кантер (Laurence Kanter), главный куратор художественной галереи Йельского университета и эксперт по творчеству Боттичелли, в целом согласился с выводами британских экспертов. «Очевидно, что эта прекрасная картина вышла из студии Боттичелли. Вероятно, в создании большей части полотна принимал участие сам Боттичелли. Потребуется гораздо больше исследований для того, чтобы разгадать загадки — "сколько", "какие части", "почему", "когда" и, надеюсь, картину теперь смогут быть дополнительно изучить ученые и публика», — отметил он.

Этой осенью вышел четвертый сезон «Утраченных шедевров Великобритании». Каждый новый эпизод шоу посвящен анализу одного произведения искусства из базы данных Art UK, где зарегистрированы работы из государственных собраний Великобритании. Авторство значительной их части не установлено, поэтому специалисты не исключают вероятность новых открытий в области истории искусства.

Список дошедших до нашего времени работ Сандро Боттичелли насчитывает около 115 произведений. Большинство из них составляют полотна с религиозным сюжетом. Картины Боттичелли хранятся в ведущих музеях мира — Лувре, Прадо, музее «Метрополитен», Сикстинской капелле, Эрмитаже, Лондонской Национальной галерее. Наиболее полным собранием работ Боттичелли владеет галерея Уффици: во Флоренции хранится 30 картин прославленного итальянского живописца эпохи Возрождения.


8 ноября 2019
​Во Франции обнаружен портрет Никколо Макиавелли, возможно, принадлежащий кисти Леонардо да Винчи
25 января 2019
​Украденная из церкви картина «Мадонна безмолвия», возможно, принадлежала кисти Микеланджело
25 июня 2015
В Лондоне обнаружена ранее неизвестная картина Клода Моне
Последние новости
Новости по теме
6
Птн
2019