Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Почти половина неверующих американцев считает христианство агрессивной религией

​Почти половина неверующих американцев считает христианство агрессивной религией

«Америка обречена», — надпись на плакате баптиста, пришедшего против демонстрации за легализацию однополых браков
А+
Распечатать
Фото: Elvert Barnes (CC by-sa 2.0)

Согласно последнему исследованию Barna Group, 45% атеистов, агностиков, и религиозно неаффилированных жителей Америки согласны с утверждением, что «христианство является экстремизмом», сообщается на сайте этой исследовательской службы, специализирующейся на социологических замерах общественных настроений в религиозной сфере.При этом категорически не согласились с этим тезисом лишь 14% опрошенных, в то время как 41 процент респондентов высказал «относительное несогласие» с утверждением, ставшим одним из центральных вопросов проведенного исследования.

Полученные данные, отмечают аналитики, подтверждают наметившуюся в последнее время тенденцию, в соответствии с которой западное общество все более настороженно относится к религии в социальном ее контексте. Американское общественное сознание вместо свидетельства традиционного благожелательного отношения к религии все чаще воспринимает проявление религиозного чувства как потенциальный источник опасности.

Надпись «In God we trust» на американском долларе
Американские атеисты требуют удалить девиз “In God We Trust” с национальной валюты

Они считают его использование нарушением конституционного принципа разделения Церкви и государства.

Подробнее

К таким выводам пришли авторы новой книги «Добрая вера. Быть христианином, когда общество считает тебя неуместным и агрессивным» президент Barna Group Дэвид Киннаман (David Kinnaman) и со-основатель христианских общественных организаций Fermi Project и Q Ideas, автор нескольких книг о месте христианства в современном мире Гейб Лайонс (Gabe Lyons).

По мнению авторов, можно выделить несколько основных факторов, которые формируют такое отношение к религии на Западе.


Рост числа «религиозно мотивированных» терактов

Взрослые и особенно неверующие озабочены религиозным экстремизмом. Причиной этому стало увеличившееся число терактов, организаторы и участники которых руководствовались религиозными принципами. В качестве примера приводятся недавнее массовое убийство в Сан-Бернардино (Калифорния), где 2 декабря 2015 года семейная пара пакистанского происхождения Сайед Ризван Фарук и Ташфин Малик расстреляли пациентов и сотрудников центра для людей с ограниченным возможностями (погибло 16 человек, еще 22 получили ранения), а также теракты в Париже 13 ноября 2015 года.

На этом фоне три четверти американцев (и 90% граждан США, не связанных с какой-либо определенной религиозной структурой, так называемых нонов — от английского none — «никакой») соглашаются с утверждением, что религиозный экстремизм представляет угрозу для общества.


Христианство в глазах общества представляется экстремистской религией

Почти половина нерелигиозных взрослых граждан Соединенных Штатов воспринимают христианство как радикальную, экстремистскую религию.

Авторы исследования отмечают, что такое восприятие христианства крайне прочно закрепилось в сознании американцев-нехристиан. С утверждением «христианство является экстремизмом» соглашаются почти 45%  атеистов, агностиков, и религиозно неаффилированных жителей Америки. При этом не менее тревожным они называют тот факт, что среди остальной аудитории в целом отношение к христианству также не слишком одобрительное: только 14% атеистов на согласны с тем, что христианство является экстремистской религией, а оставшиеся четверо из десяти опрошенных не согласны с этим утверждением лишь отчасти.

Скептики и религиозно неаффилированные люди сейчас гораздо ближе к  культурной "норме", чем те, кто является религиозными консерваторами. Иными словами, светская точка зрения, которая говорит, что веру следует хранить вне публичного поля, гораздо ближе к американскому мейнстриму.

Дэвид Киннаман, президент Barna Group


Под понятие «экстремизм» подпадают механизмы поведения, которые еще недавно считались нормальными

В ходе случайной, репрезентативной выборки среди взрослого населения США исследователи предложили респондентам оценить более 20 различных видов деятельности и верований и назвать те из них, которые представляются современному жителю Америки экстремистскими.

В первую группу вошли действия, которые назвали экстремистскими большинство опрошенных (свыше 80%). По крайней мере четверо из пяти взрослых американцев считают таковыми использование религии для оправдания насилия, отказ от оказания медицинской помощи детям по религиозным соображениям, а также отказ обслужить клиента, чей образ жизни вступает в противоречие с их убеждениями. 

Во второй группе были представлены те действия и убеждения, которые обозначили как экстремистские 50—79% населения. Здесь были названы такие действия, как демонстрация вне пределов конкретной религиозной организации того, что ее последователи считают аморальным; публичная проповедь; попытки обращения других людей в свою веру; прививание своим детям восприятия однополых контактов как чего-то предосудительного; распространение религиозных материалов по домам и квартирам местных жителей; публичная, вслух молитва о незнакомом человеке; убеждение, что однополые связи являются морально предосудительными, а также протесты против политики правительства, вступающей в конфликт с учением религиозной организации.

1/3 американцев хочет видеть христианство официальной религией
​Треть американцев хотят видеть христианство официальной религией Соединенных Штатов

В то же время половина выступают против этого.

Подробнее

Третья группа объединила факторы, которые расценивают как экстремистское поведение от 20% до 49% опрошенных взрослых граждан США. Здесь оказались представлены модели поведения, присущие различным религиозным традициям. В частности, по крайней мере каждый пятый американец считает экстремизмом «говорение на языках» — молитвы на непонятных языках, так называемые глоссолалии, которые являются атрибутом молитвенных собраний у неопятидесятников и в харизматических общинах. Сюда же участники опроса отнесли случаи, когда верующие оставляют хорошо оплачиваемую работу для того, чтобы отправиться в другую страну для миссионерского служения; экстремизмом назвали ношение специальной одежды или головных уборов (здесь в большинстве случаев подразумеваются мусульманские женщины); соблюдение на основе религиозных верований специальных ограничений в еде, а также отказ от сексуальной жизни до брака.

В последнюю, четвертую группу исследователи собрали те действия, которые считают проявлением экстремизма менее одной пятой части опрошенных (6—19% аудитории). Несмотря на небольшую по сравнению с остальными долю, представленные в данной условной группе механизмы религиозного поведения также являются важными деталями, дополняющими общую картину.

Так, например, в данной группе в качестве примеров экстремистских действий были названы чтение вслух Корана или Библии в общественном месте; регулярные взносы пожертвований в пользу религиозных организаций или общин; отказ из религиозных соображений от употребления алкоголя и табака; еженедельное посещение церкви, синагоги или другого храма; участие в движении волонтеров и добровольная помощь нуждающимся людям. Даже тихое чтение Библии в общественном месте было признано экстремизмом.


Наибольшие различия в мировоззрении по сравнению с атеистами и агностиками демонстрируют американские протестанты

Представители движения так называемых евангеликов — течения в протестантизме, объединяющего различные деноминации на основе собственной упрощенной идеологии наблюдениям исследователей, в целом существенно отличаются от остальных религиозных групп. Кроме того, в их убеждениях наиболее ярко проявляется конфликт с мировоззрением нерелигиозных американцев. 

По мнению Дэвида Киннамана, данные исследования наглядно демонстрируют те причины, по которым евангелисты и многие практикующие католики в США выпадают из культурной жизни. «На самом деле, скептики и религиозно неаффилированные люди сейчас гораздо ближе к культурной "норме", чем те, кто является религиозными консерваторами. Иными словами, светская точка зрения, которая говорит, что веру следует хранить вне публичного поля, гораздо ближе к американскому мейнстриму», — пишет исследователь.

Кадр из фильма «В центре внимания»
​«Оскар» за лучший фильм года завоевала лента «В центре внимания»

Кинокартина повествует о журналистском расследовании преступлений священников-педофилов в США в 2002 году.

Подробнее

«Этот факт объясняет, почему миллионы набожных христиан испытывают такое разочарование и беспокойство, — объясняет Д. Киннаман. — Они чувствуют, что их поведение не совпадает с социальными нормами и культурным импульсом. Это наиболее заметно ощущается, когда дело касается социальных проблем, например, отношения евангеликов к однополым бракам. Тем не менее, ярлык «социального экстремизма» применяется и ко многим другим верованиям и практикам, в том числе личной евангелизации и миссионерской работе».

Книга Дэвида Киннамана и Гейба Лайонса «Добрая вера. Быть христианином, когда общество считает тебя неуместным и агрессивным» вышла в свет 1 марта 2016 года.

20 января 2016
​У американских пользователей Facebook тема религии вышла на первое место
6 ноября 2015
​Pew Research Center: Большинство американцев выступают в поддержку гомосексуализма
30 октября 2015
​Все больше американских пасторов считают христианство и ислам близкими религиями
8
Чтв
2016