Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Планы покрытия арены римского Колизея настилом встретили протесты в Италии

​Планы покрытия арены римского Колизея настилом встретили протесты в Италии

​Планы покрытия арены римского Колизея настилом встретили протесты в Италии
А+
Распечатать
Фото: Wikipedia

На прошлой неделе Министерство культуры Италии обнародовало планы сооружения выдвижного деревянного пола над центром римского Колизея, вызвав волну критики со стороны известных археологов и искусствоведов. 

Э

то решение знаменует новый, кульминационный этап в продолжающейся уже почти 8 лет общественной дискуссии вокруг проекта реконструкции Колизея и, шире, вокруг вопросов управления объектами культурного наследия в стране.

О сложившейся вокруг проекта ситуации рассказывает The Art Newspaper.


Сколько стоит построить гладиаторскую арену в XXI веке

Пресс-конференция Министерства культуры состоялась 2 мая в формате онлайн. Представленный на ней проект представляет собой решетчатую конструкцию из легких деревянных реек, которая покроет гипогей — сеть подземных комнат и проходов, где гладиаторы когда-то готовились к смертельному бою. Предусмотрено, что деревянное покрытие будет достаточно подвижным: рейки будут вращаться, позволяя воздуху циркулировать, и скользить по направляющим, при необходимости сдвигаясь в сторону и открывая подземные сооружения на нижних этажах Колизея.

Отмечается, что предложенная конструкция представляет собой своего рода продолжение проекта 2000 года, когда с одной части Колизея была возведен деревянный помост площадью 650 кв. метров для живых выступлений артистов. Теперь площадь настила вырастет до 3 тысяч квадратных метров.

Ожесточенные споры вокруг проекта полного покрытия гипогея начались в 2014 году, когда министр культуры Италии Дарио Франческини (Dario Franceschini) в своем Твиттере одобрительно отозвался о предложении археолога Даниэле Манакорды (Daniele Manacorda) полностью восстановить арену. 

Планы Манакорды подверглись критике со стороны ряда экспертов. В их числе оказался и Сальваторе Сеттис (Salvatore Settis), выдающийся итальянский историк искусства, археолог и филолог, специалист по античной и ренессансной истории искусства, президент Научного совета Лувра. Многие авторитетные эксперты, включая Росселлу Рея (Rossella Rea), бывшего директора Колизея, выразили обеспокоенность по поводу заявленного бюджета проекта в размере 15 млн евро и заявили, что фактически новый этаж закроет вид на уникальные подземные сооружения Колизея.

Россела Рея в своем интервью итальянской газете Il Fatto Quotidiano, предоставленном в марте этого года, заявила, что средства, выделяемые на сооружение помоста, лучше потратить на реставрационные работы, разработку новых маршрутов для посетителей и очистку фасада Колизея.

См. также видео с компьютерной визуализацией проекта © YouTube, NowThis News:


Полюбоваться Колизеем из центра арены. Представить себя на месте римского гладиатора. Новые опции для туристов?

Гипогей, возведенный императором Домицианом (51—96 гг. по Р. Х.), изначально был покрыт полом. После того как в VI веке Колизей перестали использовать по назначению, конструкция постепенно разрушилась, а со временем подземные сооружения оказались засыпаны землей. Их открыли лишь в XIX веке в результате раскопок.

По словам Серджио Ринальди Туфи (Sergio Rinaldi Tufi), бывшего директора отдела археологии в Университете Урбино, из 133 римских амфитеатров в Италии и 252 в других странах Колизей имеет самую обширную подземную сеть. «Подземное пространство имеет уникальное мировое значение, так зачем его закрывать?» — приводит издание мнение искусствоведа.

Колизей с помостом, сооруженным в 2000 году

Томазо Монтанари (Tomaso Montanari), искусствовед и член научного комитета Министерства культуры, выразился еще резче. По его мнению, этот проект символизирует политику Франческини по превращению объектов культурного наследия в дойных коров. «Италия вкладывает огромные средства в туристические достопримечательности, но не может позволить себе восстанавливать разрушающиеся церкви и выцветшие фрески, — сказал он в комментарии для The Art Newspaper. — Колизей — последнее, на что я бы подумал потратить деньги».

Сам министр культуры Италии Дарио Франческини на пресс-конференции заявил, что, когда новый этаж будет построен, посетители получат возможность пережить новый, уникальный опыт: они смогут выйти на арену и полюбоваться «величием памятника». 

Как утверждают представители Milan Ingegneria, инженерной консалтинговой компании, возглавляющей проект, система будет завершена к 2023 году. Они также подчеркнули, что конструкция будет реверсивной; это означает, что позже ее можно будет демонтировать.

«Я знаю, что разногласия не останутся без внимания, — отметил министр Франческини, выступая на пресс-конференции. — Колизей — наш [национальный] памятник, и правильно, что мы его обсуждаем».


17
Птн
2021