Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Письмо Эйнштейна, в котором он называет Библию «ребяческой», может уйти с аукциона за миллион долларов

​Письмо Эйнштейна, в котором он называет Библию «ребяческой», может уйти с аукциона за миллион долларов

Альберт Эйнштейн, фото сделано примерно в 1920 году
А+
Распечатать
Фото: public domain

Письмо, в котором Альберт Эйнштейн изложил свои откровенные и критические мысли по поводу религии, вновь выставляется на аукционе ― документ, который известен как «Божье письмо» (англ. “The God Letter”), будет продан в начале декабря на аукционе Christie's в Нью-Йорке.

Об этом сообщает The Huffington Post.

Эксперты предполагают, что письмо может быть продано за 1,5 миллиона долларов.


«Библия — свод благородных, но все же примитивных легенд»

Письмо было написано Эйнштейном 3 января 1954 года, примерно за год до смерти, немецкому философу еврейского происхождения Эрику Гуткинду, работавшему на тот момент в Принстонском университете. Оно стало своеобразным ответом на изданную двумя годами ранее книгу Гуткинда «Выбери жизнь: Библейский призыв к восстанию» (Choose Life: The Biblical Call to Revolt), которую автор прислал ученому.

«Слово “бог” (орфография сохранена, автор написал слово с маленькой буквы; — Rublev.com) для меня не более, чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — свод благородных, но все же примитивных легенд. Никакая интерпретация, даже самая изощренная, не сможет для меня это изменить. Эти изощренные интерпретации весьма разнообразны по природе и не имеют почти ничего общего с оригинальным текстом», — писал тогда физик.

В письме, написанном на немецком языке, Эйнштейн довольно резко высказался о религии в целом и конкретно о христианстве и иудаизме, а также выразил сомнение в идее богоизбранности еврейского народа.

«Для меня иудейская религия, как и все прочие, является воплощением самых ребяческих суеверий. И еврейский народ, к которому я с радостью принадлежу и ментальность которого мне весьма близка, для меня ни в чем не отличается от других народов», — писал Эйнштейн.

Стивен Хокинг (фото 2008 года)
​На церемонии прощания со Стивеном Хокингом прозвучал отрывок из Священного Писания

Британский актер Эдди Редмэйн прочитал фрагмент из книги Экклезиаста.

Подробнее

Вскоре после смерти Эйнштейна в 1955 году документ попал в частную коллекцию, где и находился более 50 лет. В 2008 году владелец выставил письмо на аукцион в Лондоне, где его приобрел анонимный покупатель за 404 тысячи долларов.


«Вы можете называть меня агностиком, но я и не разделяю духа крестовых походов профессиональных атеистов». Религиозные взгляды Альберта Эйнштейна

О религиозных взглядах Альберта Эйнштейна существует множество работ, и тем не менее, исследователи расходятся в оценках отношения ученого к Богу и божественному. Сам ученый говорил о себе, что верит в «пантеистического» бога Бенедикта Спинозы, но не в персонифицированного Бога. Он также называл себя агностиком, но открещивался от ярлыка «атеист», предпочитая «смирение, соответствующее слабости нашего понимания природы разумом и нашего собственного бытия».

Воспитанный в нерелигиозной еврейской семье, юный Альберт, однако, до 12-ти лет сохранял глубокое личное религиозное чувство. Но после знакомства с научно-популярной литературой мальчик пришел к выводу, что не все, о чем пишет Библия, правда.

«Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде. Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял, хотя и потерял свою остроту впоследствии, когда я лучше разобрался в причинно-следственных связях. Мне вполне ясно, что утраченный таким образом религиозный рай молодости являлся первой попыткой освободиться от оков «личного эго» от существования, в котором доминировали желания, надежды, примитивные чувства», — писал он позднее в «Автобиографических заметках».

Слово “бог” для меня не более, чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — свод благородных, но все же примитивных легенд. Никакая интерпретация, даже самая изощренная, не сможет для меня это изменить.

Альберт Эйнштейн. Из письма к Эрику Гуткинду, 3 января 1954 года

Эйнштейн скептически относился к идее антропоморфного божества, называя ее «наивной» и «детской». Он писал:

«Идею личного Бога антропологической концепции я не могу воспринимать всерьез. Я также чувствую, что не предоставляется возможным представить себе желание или цель вне человеческой сферы. Мои взгляды близки к Спинозе: восхищение красотой и вера в логический порядок вещей, которые мы можем понять смиренно и только частично. Я верю, что мы должны довольствоваться нашими несовершенными знаниями и пониманием, что лечение ценностей и моральные обязательства — самая важная из человеческих проблем».

В одном ряду с этим утверждением стоит и цитата из письма Э. Гуткинду, приведенная выше.

Дудл от Google в честь 124-й годовщины со дня рождения Жоржа Леметра
​Google почтил память Жоржа Леметра, автора теории расширяющейся Вселенной и Большого взрыва

17 июля главную страницу поисковика украсил «дудл» в честь 124-й годовщины со дня рождения бельгийского католического священника, выдающегося астронома и математика.

Подробнее

Что касается возможности познания Бога, то в интервью, опубликованном в 1930 году в книге «Проблески Великого» Дж. Сильвестра Виерека, Эйнштейн в ответ на вопрос, верит он Бога или нет, выразился следующим образом:

«Ваш вопрос (о Боге) является самым трудным в мире. Это не тот вопрос, на который я могу ответить просто “да” или “нет”. Я не атеист. Я не знаю, могу ли я охарактеризовать себя как пантеист. Эта проблема слишком обширна для наших ограниченных умов. Могу ли я не отвечать притчей? Человеческий разум, независимо от того, как хорошо он обучен, не может понять Вселенную. Мы подобны маленькому ребенку, зашедшему в огромную библиотеку, стены которой забиты книгами на разных языках до потолка. Ребенок понимает, что кто-то должен был написать эти книги. Но он не знает, кто и как их написал. Он не понимает языков, на которых написаны книги. Ребенок замечает определенный порядок этих книг, порядок, который он не понимает, но смутно представляет. Это, как мне кажется, отражает отношение человеческого разума, даже наилучшего и самого культурного, к Богу».

Ученый не верил в бессмертие человека. В своей книге «Мир, каким я его вижу» (The World as I See It) он писал: «Я не могу представить Бога, который награждает и наказывает свои творения или имеет человеческую природу. Человек, который должен пережить свою физическую смерть, тоже за пределом моего понимания, и я не вижу этого иначе; такие понятия для страха или абсурдного эгоизма слабых душ».

При этом Эйнштейн не был атеистом. В книге «Эйнштейн. Его жизнь и Вселенная» американский журналист, писатель и биограф Уолтер Айзексон приводит слова ученого: «Я неоднократно говорил, что, на мой взгляд, идея персонифицированного Бога выглядит по-детски. Вы можете называть меня агностиком, но я и не разделяю духа крестовых походов профессиональных атеистов, чей пыл вызван в основном болезненным освобождением от оков религиозного воспитания, полученного в молодости. Я предпочитаю смирение, соответствующее слабости нашего интеллектуального осознания природы и нашего собственного бытия» (Isaacson, Walter (2008). Einstein: His Life and Universe. New York: Simon and Schuster, pp. 390).

Ученый был настроен более критически по отношению к агрессивным атеистам, чем к верующим людям. В одном из своих писем он выразился так: «Фанатичные атеисты, как рабы, которые все еще чувствуют тяжесть своих цепей, сброшенных после тяжелой борьбы. Они существа, которые в своей обиде на традиционный „опиум для народа“ не могут услышать музыку сфер».

К концу своей жизни Эйенштейн приблизился к идеям, которые он сам называл «космической религией». Под этим он понимал некий способ приближения к постижению Вселенной и всех ее обширных тайн с чувством благоговения и скромным осознанием ограниченности человеческого разума.

Любопытно, что сам физик не видел конфликта между наукой и религией. Ему, в частности, приписывают крылатое выражение «Наука без религии — хрома, а религия без науки — слепа».


29 сентября 2017
​Бывший топ-разработчик Uber учредил религиозную организацию для поклонения компьютерному «богу»
7 июня 2017
​Ученые выявили побочные эффекты медитации
19 декабря 2016
​Ученые определили уровень образования среди представителей мировых религий
Последние новости
​Казанская епархия просит передать Церкви храм и монастырь, в которых сегодня размещены два следственных изолятора

Храм в честь преподобного Макария Желтоводского в Адмиралтейской слободе (Казань) и Казанско-Богородицкий монастырь в Бугульме были закрыты в 1930-е годы.

22 октября 2018
149
Новости по теме
23
Втр
2018