Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Папа Франциск разрешил участие женщин в чине омовения ног

​Папа Франциск разрешил участие женщин в чине омовения ног

Католический чин омовения ног
А+
Распечатать
Фото: John Ragai

Папа Франциск внес изменения в богослужебную практику Католической церкви: теперь в чине омовения ног смогут принять участие не только мужчины-прихожане, но и женщины, сообщает “La Stampa”. Это нововведение официально закреплено указом, подписанным префектом Конгрегации богослужения кардиналом Робертом Сарой (Robert Sarah).

В католичестве обряд омовения ног проводится в Великий четверг во время вечерней мессы In Coena Domini. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии и знаменует начало пасхального Триденствия (лат. Triduum) — дней, посвященных воспоминанию установления таинства Евхаристии. 

Чин, в ходе которого Римский понтифик, подражая Иисусу Христу, омывает ноги двенадцати мужчинам, в современной богослужебной традиции католичества восстановил Папа Пий XII в 1955 году в рамках осуществленной им реформы богослужения Страстной недели.


Изменения в богослужебном чине. Разъяснения Папы Франциска и Конгрегации богослужения

В письме на имя кардинала Роберта Сары папа Франциск заявляет, что для того, «чтобы улучшить способ совершения обряда», и для того, чтобы «более полно выразить смысл жеста Иисуса в комнате Тайной вечери, [смысл] Его самопожертвования ради спасения мира, Его безграничного милосердия», он решил внести изменения в Римский миссал — богослужебную книгу, содержащую последования мессы с сопутствующими текстами, — который ограничивает круг лиц, могущих принять участие в омовении ног, исключительно мужчинами.

«Отныне пастыри Церкви могут выбрать участники обряда из числа всех членов народа Божия («народом Божиим» в Католической церкви часто называют всех католиков; т.е. папа Франциск имеет в виду, что теперь избрание должно включать представителей всех групп верующих, а не только священнослужителей. — Rublev.com). Я также рекомендую, чтобы тем, кто будет избран, было преподано доходчивое объяснение обряда», — приводит издание текст письма.

В указе Конгрегации богослужения, который был опубликован сегодня, говорится, что при выполнении этого обряда «епископы и священники призываются к тому, чтобы соответствовать примеру Христа, Который “не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить”, и, движимый любовью “до конца”, отдал Свою жизнь для спасения всего человечества». 

Чтобы раскрыть весь смысл обряда для тех, кто в нем участвует, Римский понтифик внес изменения в правило 11 параграфа 300, в котором говорится об избрании участников чина омовения ног. Теперь это правило звучит следующим образом: «Те, кого выбрали из народа Божьего, в сопровождении священнослужителей…» — и т.д.

Таким образом, указ говорит о том, что священнослужители или епископы могут выбрать «группу верующих, представляющих разнообразие и единство каждой части народа Божия. Эта группа может состоять из мужчин и женщин, а в идеале — из молодых и старых, здоровых и больных, священнослужителей, монахов и мирян».

В пояснительной записке, сопровождающей опубликованный указ, секретарь Конгрегации вероучения архиепископ Артур Роше (Arthur Roche) напоминает, что «обряд традиционно имеет двойной смысл: он имитирует жест Иисуса в комнате Тайной вечери, когда Он омыл ноги апостолам, и в этом жесте слуги символизирует полное предание Себя делу служения ближнему… Заповедь о братской любви является обязательной для всех учеников Иисуса, без различия или исключения».

В рамках реформы богослужения Пия XII в Римском миссале 1970 года упростили некоторые аспекты чина — например, было установлено, что участников обряда не обязательно должно быть 12 человек; акцент был сделан собственно на подражании поступку Христа.

Священнослужители или епископы могут выбрать «группу верующих, представляющих разнообразие и единство каждой части народа Божия. Эта группа может состоять из мужчин и женщин, а в идеале — из молодых и старых, здоровых и больных, священнослужителей, монахов и мирян».

Письмо Папы Франциска в адрес архиепископа Роберта Сары с разъяснениями нововведений в чине омовения ног

«Последние изменения, — отмечает архиепископ А. Рош, — предписывают, чтобы участниками были выбраны все члены народа Божия. Теперь смысл [чина] заключается больше в передаче значимости того, что совершил Иисус и всеобщем значении Его деяния, чем во внешнем подражании тому, что Иисус сделал».

«В миссале In Coena Domini омовение ног не является обязательным. Пастыри Церкви принимают решение с учетом обстоятельств и требований, с тем, чтобы обряд не превратился в автоматический или искусственный процесс, лишенный смысла и сведенный к шоу. Этот чин также не должен стать настолько важным, чтобы отвлекать внимание верующих от мессы Господней», — поясняет секретарь Конгрегации богослужения Католической церкви.

Поэтому, добавляет он, решение о выборе участников чина, представляющих все группы верующих, остается за пастырями.

Во время первой мессы своего понтификата, совершенной в четверг Страстной недели, 28 марта 2013 года Папа Франциск посетил центр содержания под арестом “Casal del Marmo”, где омыл ноги молодым людям из числа заключенных, в том числе двум девушкам —мусульманке из Сербии и итальянке-католичке.


Чин умовения ног в других христианских конфессиях и православии

В современном христианстве чин присутствует в богослужебной практике многих Поместных церквей, Армянской апостольской церкви, в некоторых протестантских деноминациях. Так, анабаптисты возродили буквальное исполнение обряда в ходе Реформации в XVI веке; от меннонитов практика перешла к баптистским и различным свободным (братским) европейским церквам. Баптисты и амиши перевезли обряд в Северную Америку. От баптистов омовение ног переняли адвентисты и некоторые американские пятидесятники.

На сегодняшний день омовение ног рядовыми верующими во время причастия практикуется в следующих направления протестантизма:

  • большинство меннонитов, амиши
  • некоторые баптисты
  • некоторые методисты и общины движения святости
  • Адвентисты Седьмого Дня
  • часть пятидесятников

В различное время в учении некоторых протестантских церквей присутствовала убежденность, что якобы без омовения ног перед Евхаристией человек теряет спасение. Однако большинство протестантских богословов соглашается, что омовение ног — пример для нелицеприятного служения другим в духе любви, а не обязательное условие спасения.

В православной Церкви обряд совершается в Великий четверг архиереем, который омывает ноги 12-ти священникам (или монахам) в воспоминание омовения, исполненного Спасителем над апостолами пред Тайной вечерей.

В новейшей истории Русской православной церкви совершение этого чина возродил Святейший патриарх Кирилл в 2009 году. Он совершается в отдельных епархиях Русской православной церкви.

Доцент МДАиС священник Михаил Желтов. «Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног»:

Евангельским основанием чина умовения ног, совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20).

Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения.

Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него).

На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовении ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний, было также воспринято и приводится, например, у преподобного Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» (IV. 13).  Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан.


Христос омывает ноги апостолам, мозаика в монастыре Осиос Лукас, Греция

Фото: Ed89 (CC by-sa)Чинопоследование умовения ног Великого четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстнóго богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде.

Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин 13. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног и заключительный тропарь-ипакои.

Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга — этот порядок отражен в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии.

В константинопольских памятниках чин умовения ног уже имеет несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем Предстоятель читает две вступительные молитвы (обычную и главопреклонную), и начинается чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия, Предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре — монахов, если в кафедральном соборе — священников; в Константинополе в древности Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 священникам, 2 митрополитам и 1 архиепископу).

После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и два тропаря 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня — в начале; оставшийся тропарь 5-й песни канона — в конце).

Цитируется по: http://www.bogoslov.ru/text/398148.html

15 января 2016
​500-летний юбилей Реформации лютеране и католики отметят вместе
8 декабря 2015
​Папа Франциск назначил внешний аудит Ватикана
2 декабря 2015
​Папа Франциск: у католиков и православных больше нет препятствий к евхаристическому общению
9
Птн
2016