Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Папа Франциск признался, что на его мировоззрение повлияло творчество Достоевского

​Папа Франциск признался, что на его мировоззрение повлияло творчество Достоевского

Портрет Федора Достоевского, Василий Перов, 1872 год
А+
Распечатать
Фото: public domain

Франциск в пятницу сослался на непреходящая актуальность двух мыслителей, которые оказали глубокое влияние на формирование его собственного мировоззрения: Романо Гвардини, раннего богослова XX века, и Ф. М. Достоевского, русского писателя XIX века, сообщает Catholic News Agency.

«Я убежден, что Гвардини является мыслителем, который имеет много что сказать людям нашего времени, и не только христианам», — сказал Папа 13 ноября во время приема в зале Клементина Апостольского дворца Ватикана. В приеме приняли участие члены правления фонда Романо Гвардини, собравшиеся в Риме на конференцию, посвященную 130-летию со дня рождения Р. Гвардини.

Фонд, носящий имя известного католического богослова XX века, по словам Папы Франциска, «в наши дни актуализирует мысль Гвардини в сферах политики, культуры и науки».

Идеи священника Романо Гвардини, одного из лидеров Литургического движения, оказали влияние на решения второго Ватиканского собора, а также на обоих предшественников Франциска — Папу Иоанна Павла II и, в особенности, на Бенедикта XVI.

Его богословское наследие также оказало значительное влияние на Папу Франциска, который в своей энциклике Laudato si' пять раз цитирует работы Р. Гвардини, приводит его слова в своих энцикликах Lumen fidei и Evangelii gaudium, а также цитирует его в своих выступлениях и интервью.


Творчество Достоевского в публичных выступлениях и посланиях Папы Франциска

В Lumen fidei, в различных выступлениях и интервью Папа Франциск также неоднократно обращается к творчеству Ф.М. Достоевского.

Свое выступление в пятницу он начал с упоминания книги Р. Гвардини «Религиозный мир Достоевского».

Он напомнил, что в этой книге Гвардини рассуждает об эпизоде из романа Достоевского «Братья Карамазовы», который иллюстрирует, что женщина приходит за духовным руководством к старцу Зосиме ради милосердия. Папа отметил, что священник показывает выход отчаявшейся женщине: «Ее жизнь имеет смысл, потому что Бог примет ее в момент покаяния».

Франциск процитировал слова старца Зосимы, обращенные к женщине [убившей мужа — Rublev.com]: «…Ничего не бойся, и никогда не бойся, и не тоскуй. Только бы покаяние не оскудевало в тебе — и все Бог простит. Да и греха такого нет и не может быть на всей Земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. Да и совершить не может совсем такого греха великого человек, который бы истощил бесконечную Божью любовь».

«В исповеди женщина преображается и получает новую надежду», — прокомментировал он эту цитату.

«Самые простые люди понимают, о чем идет речь, — отметил Папа Франциск. — Они воспринимают величие, которое сияет в мудрости [Зосимы], и силу его любви. Они понимают, что означает святость, — что это бытие, которое проживается в вере, в состоянии увидеть, что Бог близок к человеку, что он держит их жизни в Своих руках».

Затем он процитировал работу Гвардини о Достоевском, отметив: «Через принятие простоты существования в руке Божьей, личная воля [человека] превращается в Божественную волю, и таким образом творение перестает быть лишь творением, а Бог [остается] истинным Богом, и этим достигается их живое единство».

Это, по словам римского понтифика, «глубокое видение Гвардини» является основой его первой работой в области метафизики.

«Для Гвардини это “живое единство” с Богом состоит в конкретном отношений лиц с миром и с окружающими. Индивид ощущает себя частью единой человеческой материи — то есть, “оригинальной общностью людей, которые по типу, нации, путям исторического развития и судьбам составляют уникальное целое”», — процитировал он книгу Р. Гвардини «Значение Церкви».

Конференция, посвященная 130-летию со дня рождения Романо Гвардини, прошла на прошлой неделе в Папском Григорианском университете.


Романо Гвардини. Жизнеописание

Романо Гвардини родился 17 февраля 1885 г. в Вероне.

В 1886 г. его семья переселилась в Майнц (Германия). Учился химии, затем экономике, выбрал богословие. Изучал теологию во Фрайбурге. В 1910 году принял священнический сан, защитил магистерскую диссертацию по теологии Бонавентуры (1915). 

Являлся лидером движения католической молодежи, влиятельным общественно-религиозным деятелем своего времени. 

Занимал должности приват-доцента в университете Бонна (1921), ординарного профессора философии религии в университете Берлина (1923). В 1939 году был отстранен нацистами от преподавания, лишен профессорского звания. 

Вернулся в университет в 1945 году, преподавал в Тюбингене (1946) и в Мюнхене (1949).

В 1962 году вышел в отставку. 

До конца дней принимал активное участие в жизни церкви. Скончался 1 октября 1968 года в Мюнхене.

Автор трудов по философской антропологии и философии культуры, с опорой на художественное творчество Данте, Гёльдерлина, Достоевского, Рильке. Его труды повлияли на многих религиозных деятелей XX века.


Зал Клементина

Зал Клементина (зала Клементина, салон Клементина) — зал Апостольского дворца в Ватикане. Устроен в XVI веке Папой Климентом VIII в честь святого Климента I, третьего преемника св. Петра. 

Зал Клементина украшен фресками эпохи Возрождения и ценными произведениями искусства. Это помещение используется римскими понтификами в качестве комнаты для приемов и, в некоторых случаях, в качестве места проведения различных церемоний и ритуалов.

В зале Клементина по традиции находится тело усопшего Папы до момента выноса его и переноса в собор святого Петра или Латеранскую базилику Сан-Джованни.

28 сентября 2015
​Олег Табаков: Чеховым отвечу тем, кто «защищает нас от православия»
10 августа 2015
​В Калужской области реализуют проект православного буккроссинга
1 июня 2015
В США определили лучших переводчиков русской литературы на английский язык
4
Вск
2016