Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Обостряется конфликт между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами

​Обостряется конфликт между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами

Патриархи Феофил III (Иерусалимский) и Иоанн X (Антиохийский)
А+
Распечатать
Фото: Υπουργείο Εξωτερικών

Патриархат Иерусалима опубликовал заявление, в котором говорится, что поводом для него стало желание «сказать правду с честностью» в отношении создания в Катаре митрополии под его юрисдикцией.

Данный конфликт, длящийся с 2013 года, привел к разрыву евхаристического общения между двумя Поместными церквями.

«Патриархат Антиохии и всего Востока прежде всего заявляет, что не считает необходимым вмешиваться в общественные дебаты в СМИ. Однако в настоящее время Патриархат считает себя обязанным разъяснить некоторые моменты, связанные с вышеупомянутым заявлением, для того чтобы “сказать правду с честностью”», — говорится в документе.

«Практические условия не позволяют Антиохийской Церкви присутствовать в Катаре в течение обсуждаемого периода времени. Это не значит, что Церковь Антиохии является вновь созданной Церкви в “Аравии”. Достаточно отметить, что Антиохийская церковь осуществляла свое служение в этом регионе еще на заре христианства. В современную эпоху фактическое присутствие Антиохии в этом регионе постепенно усиливалось», — сказано в заявлении.

Архиепископия, включающая в себя территорию Катара, была учреждена еще в 1953 г. Исторически и до сих пор существует епархия Антиохийской православной церкви, которая охватывает весь регион и возглавляется митрополитом, проживающим здесь и осуществляющим свое служение среди православных людей разных национальностей. По сей день здесь служат митрополиты, число которых прослеживается с момента создания архиепископии.

«Таким образом, должен быть задан вопрос: почему Иерусалимский патриархат никогда не протестовал против присутствия здесь Антиохии, если считает, что Катар входит в его церковную юрисдикцию?» — подчеркивается в официальном коммюнике.

Составители документа выражают разочарование тем подходом к кризису, который демонстрирует Иерусалимский патриархат. 

«Кризис создан Иерусалимом, — подчеркивается в заявлении. — Кроме того, Патриархат осуждает тот факт, что Иерусалимская церковь вводит в заблуждение верующих, выступая в качестве жертвы насилия. На самом деле, Иерусалим упорствует в своей агрессии, цитируя административный меморандум Антиохийского патриархата и приписывая Патриарху Антиохийскому слова, которые он никогда не говорил и никогда не скажет в будущем».

Ради внесения ясности и предотвращения путаницы Антиохийский патриархат вновь подтверждает тот факт, что его прихожанами являются православные христиане, которые живут в рамках исторической и канонической юрисдикции, закрепленной священными канонами. В то же время Антиохия признает отсутствие каких-либо претензий и планов относительно канонической территории других Поместных церквей Ближнего Востока и Африки, отмечая, что в настоящее время в юрисдикцию Антиохийского патриархата не входят Египет, Иордания и Иерусалим. 

Это делается на фоне «злонамеренных попыток внести разлад в отношения Антиохии и Александрийской православной церквей». Прихожанами церквей Александрийского патриархата, подчеркивается в документе, является большое число верующих Антиохийской церкви, проживающих в различных странах Африканского континента.

Антиохийский патриархат обращает внимание на два важных момента: выдвинутые со стороны Иерусалимской церкви обвинения в этноцентризме и несоблюдение Иерусалимом «Афинского соглашения».

Обвинения Антиохийского патриархата в этноцентризме названы в заявлении «однозначно лживыми и лицемерными». 

«Антиохийский патриархат просто обращается к людям: “Прииди и виждь”. Это утверждение свидетельствует об открытости Антиохийской церкви, о равенстве среди верующих, о разнообразии, которое характеризует служение Антиохийской церкви во всем мире», — свидетельствует документ.

Что касается отказа Иерусалимского патриархата от соблюдения «Афинского соглашения», которое было достигнуто при посредничестве Вселенского патриарха Варфоломея и Министерства иностранных дел Греции, Антиохийский патриархат цитирует протокол № 943 от 12 ноября 2013 года, который зафиксировал позицию Константинопольского патриарха по данному вопросу.

«Как Вы, Ваше блаженство, кир кир Иоанн, поняли и оценили, мы, Вселенский патриархат, в нашей мерности, предприняли неоднократные попытки разрешить эту проблему. Эта проблема возникла внезапно и без предупреждения — поэтому мы много раз обращались к нашему брату, Блаженнейшему кир Феофилу, патриарху Иерусалимскому, в следующем ключе: чтобы он не продолжал далее свои действия, связанные с рукоположением того, кого они называют “избранным архиепископом”», — приводит заявление слова патриарха Варфоломея.

«К сожалению, Ваше блаженство, вопреки всем братским советам Вселенского патриархата, которые были сделаны ради общецерковного блага, и ради священного предания Церкви, не по собственной воле, но были востребованы; даже вопреки Вашим личным обращениям Иерусалимский патриархат пошел на это рукоположение и учреждение архиепископии», — такое мнение высказал в свое время Вселенский патриарх.


Разрыв евхаристического общения между Антиохией и Иерусалимом — предыстория

Новый виток напряженности между двумя Поместными православными церквями возник в 2013 году, когда Иерусалимский патриархат учредил в Катаре епархию, несмотря на то, что данное государство исторически являлось канонической территорией Антиохийского патриархата.

Это привело к разрыву евхаристического общения между Церквями. 

При посредничестве Константинопольского патриархата и МИДа Греции в июне 2013 года в Афинах состоялась встреча, на которой было заключено соглашение, согласно которому Иерусалимский патриархат отказывался от своих неканонических шагов, и общение между двумя Поместными церквями было восстановлено.

Однако вскоре выяснилось, что Иерусалимская церковь не намерена придерживаться достигнутого соглашения, и 26 июня 2015 года Синод Антиохийской православной церкви принял решение о вторичном разрыве евхаристического общения.

В настоящее время Катар входит в состав архиепископии Багдада, Кувейта и Аравийского полуострова — епархии Антиохийской православной церкви.

11
Вск
2016