Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​О Великом четверге Страстной седмицы

​О Великом четверге Страстной седмицы

Тайная вечеря. Икона Ватопедского монастыря, Афон, Греция, XII век
А+
Распечатать
Фото: Русская Икона

В четверг Иисус Христос собрал Своих учеников, чтобы отпраздновать иудейскую Пасху. В это время Иуда уже окончательно решил предать своего Учителя иудейским первосвященникам.

О Тайной вечере рассказывают все четыре евангелиста.

Из Вифании Иисус послал двух учеников в Иерусалим. Он предупредил, что встретят человека, несущего кувшин воды. Они должны последовать за ним, и хозяину дома, куда войдет этот человек, сказать: «Учитель глаголет: время Мое близко». Господь не мог откладывать празднование Пасхи, поэтому Он передает хозяину дома: сегодня же «у тебя сотворю Пасху со ученики Моими». 

Апостолы Петр и Иоанн пошли в город. Все случилось так, как предсказал им Христос. Хозяин того дома отвел им горницу — специально убранную большую комнату, где все было готово для празднования Пасхи.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет в своей книге «Руководство к изучению Священного Писания. Новый Завет»:

«Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать с учениками Своими в Своей земной жизни: вместо этой подзаконной Пасхи Он вознамеревался установить теперь истинную Пасху – таинственную вечерю Тела и Крови Своей, т.е. таинство Евхаристии; это — последняя ветхозаветная Пасха для всех Его последователей: впредь они будут причащаться Тела и Крови Его, доколе не вступят с Ним в теснейшее и приискреннейшее общение в будущей блаженной жизни».

Перед праздничной трапезой Христос умыл ноги апостолам. Обычно в домах иудеев это делал слуга. Иисус умывает ноги ученикам, показывая им пример смирения и служения ближнему.

Великий четверг. Умовение ног апостолам. Германия, Обераммергау, фестиваль

Великий четверг. Умовение ног апостолам. Германия, Обераммергау, фестиваль "Passionsspiele", 1910 г. 
Специальный проект Rublev.com «Последняя неделя», глава «Священные подмостки».


Вот как об этом повествует апостол Иоанн:

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 

Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. 

Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

(Ин. 13: 2—11)


Первая Евхаристия

Апостолы и евангелисты Матфей, Марк и Лука рассказывают об установлении таинства Евхаристии приблизительно одинаково. 

Господь взял хлеб и, благословив, преломил его. А затем, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». После этого Он взял чашу и, снова благодарив, сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаемая, во оставление грехов». 

Установленное Спасителем таинство Евхаристии распространилось по всем христианским общинам. В книге Деяний св. Апостолов, в посланиях св. апостола Павла и во многих древних памятниках христианской письменности содержится множество свидетельств о том, что в первые века любое молитвенное собрание христиан сопровождалось принятием Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. 

На вечере среди учеников Христа Спасителя возник спор о том, кто из них может считаться первым.

Лк. 22: 24—30:

Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. 

Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. 

Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

Господь внушает Своим ученикам, чтобы они не стремились к первенству, а думали только о взаимном служении друг другу. В то же время Он обещает апостолам, что они все наследуют Царство Небесное и все равно сядут на престолах, «судяще обеманадесяте коленома израилевома», т. е. все равно получат особую честь в будущей жизни.


Обличение предательства Иуды

Подробнее всего об этом повествует ап. Иоанн. После умовения ног апостолам Господь сказал: «аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя». Апостолы смутились и начали спрашивать каждый Иисуса: «Не я ли, Господи?» На вопрос Иуды: «Не я ли, Равви?» Господь тихо ответил ему: «Ты рекл еси». Так Иисус попытался в последний раз побудить Иуду к покаянию.

Апостол Иоанн, находившийся ближе других к Иисусу, спросил: кто же предаст Его? Господь ответил: «емуже Аз омочив хлеб подам». После этого он обмакнул кусок хлеба в особый соус из фиников и смокв, который иудеи готовили специально для пасхальной трапезу, и дал его Иуде.

Он видел помыслы Иуды и, не желая обличать его предательство перед другими учениками, негромко сказал ему: «еже твориши, сотвори скоро». После этого Иуда, окончательно обозлившийся на Иисуса, вышел из дома и отправился к иудейским первосвященникам.


Прощальная беседа Господа с учениками

Полностью этот разговор Спасителя с апостолами передает только ап. Иоанн. Беседе посвящены часть 13-й и целиком 14-я, 15-я и 16-я главы Евангелия от Иоанна.

…Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Ин. 13: 31—35

«Заповедь о любви к ближним дана была и в законе Моисеевом, но Христос дал этой заповеди новый характер, неведомый прежде — о любви даже к врагам своим вплоть до самопожертвования во Имя Христово», — пишет в своей книге архиепископ Аверкий (Таушев).

Все четыре евангелиста рассказывают о пророчестве Христа апостолу Петру: Господь предсказывает, что до наступления утра Петр троекратно отречется от своего Учителя.

Затем Он предупреждает Своих учеников, что их в будущем ожидают лишения и преследования. Он говорит им, что им понадобятся сумки и ножи, или мечи. Эти слова нужно понимать в переносном смысле. Господь просто предупреждает апостолов о том, что наступает крайне тяжелый для них период жизни, и они должны приготовиться к нему сами, что их ожидает голод и жажда, и бедствия, и вражда со стороны людей.

Но апостолы, которые до сих пор не привыкли понимать символический смысл слов Спасителя, отвечают, что у них есть с собой два ножа. Господь прекращает этот разговор: «Этого достаточно».

О том, что апостолы еще не до конца постигли тайну Боговоплощения во Христе, свидетельствует Филипп. Он просит Спасителя: «покажи нам Отца, и довлеет нам». В то время как Господь прямо говорит им: «Аз и Отец едино есма». То есть во Христе людям было явлено полное откровение Бога. Господь говорит апостолам, что они постигнут это откровение позже — в день Пятидесятницы, при благодатном действии Духа Святого: «уразумеете, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас».

Затем Иисус и Его ученики завершили пасхальную трапезу и пошли на Елеонскую гору.

На склонах горы рос виноград. Проходя через виноградники, Господь указывает на виноградную лозу как образ духовного общения между Ним и верующими в Него: «Аз есмь лоза истинна, и Отец Мой делатель есть».

Не соблюдающих Его заповеди о любви к Богу и ближнему Христос сравнивает с сухими ветвями виноградных лоз, которые обычно обрезают и сжигают.

Он снова предупреждает апостолов о предстоящих им испытаниях, но вновь ободряет учеников, напоминая о Своем обещании: верующим во Христа будет ниспослан Утешитель, Духа Истины, исходящий от Отца.

В завершение беседы Иисус ясно говорит ученикам о Своем единосущии с Отцом: «Яко Аз иду ко Отцу». Апостолы, пораженные этими словами, признают, что впервые слышат от Него прямое исповедание, а не символические притчи, которыми обычно изъяснялся Господь. Они уверяют, что веруют в Него как истинного Мессию. Однако Иисус знает, что их вера еще далека от подлинного упования: «Ныне ли веруете?» — отвечает Он, добавляя, что вскоре в страхе перед угрозой наказания все они оставят своего Учителя.


Первосвященническая молитва

На берегу Кедронского ручья Господь произнес молитву к Богу Отцу. Эта молитва называется обыкновенно Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу, как Великий Архиерей, Сам Себя приносящий в жертву.

Господь молится о Себе: «Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя», о Своих учениках и о тех, кто уверует в Него в будущем: «да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да мир веру имет, яко Ты Мя послал еси».

После Первосвященнической молитвы Иисус и апостолы перешли на другой берег Кедрона. Здесь был разбит оливковый сад, который апостолы Матфей и Марк называют Гефсиманией. Попросив учеников подождать, Господь берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна и углубляется дальше в сад. Он уединяется для молитвы, которая в церковном предании сохранила название «Гефсиманское моление», или «моление о Чаше».

Иисус просит Отца: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты». Господь молился так напряженно, что на лице Его выступил кровавый пот.

В это время утомленные апостолы заснули.

Здесь же, в Гефсиманском саду, Иисуса Христа схватили стражники, посланные первосвященниками и иудейскими старейшинами. Апостолы в испуге разбежались. За Господом в отдалении последовали только Петр и Иоанн.


Суд над Иисусом и отречение Петра

Связанного Иисуса привели к первосвященнику Анне. Он попытался свести дело к обвинению Христа в подготовке тайного заговора. Анна отправил Господа к Каиафе, который в тот год был правящим первосвященником. 

Здесь против Спасителя выступили лжесвидетели, которые обвинили Его в намерении разрушить Иерусалимский храм. В то время как слова Христа «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19) относились к храму Его тела; Он говорил о Своем будущем воскресении.

На все выдвинутые обвинения Иисус ничего не отвечал. Раздраженный Каиафа решил добиться у Господа такого признания, которое дало бы повод осудить Его на смерть как богохульника.

«Заклинаю Тя Богом живым, да речеши нам, аще Ты еси Христос Сын Божий?» — обращается он к Иисусу. На такой прямо поставленный вопрос Господь отвечает: «ты рекл еси», т. е.: «да, верно: Я — Христос», к этому еще прибавляет: «отселе узрите Сына Человеческого седяща одесную силы, и грядуща на облацех небесных».

Каиафа обращается к присутствующим: что они думают об услышанном? Его советники отвечают: «повинен есть смерти». 

После этого слуги первосвященника принимаются издеваться над Спасителем.

В это время сбывается пророчество, предсказанное Иисусом Петру: когда он проникает во двор Каиафы, его узнают — сначала служанка, потом еще несколько человек. Каждый раз, когда его спрашивали, не ученик ли он схваченного Иисуса Назорея, Петр отвечал: нет, не знаю этого человека.

Третье, последнее отречение Петра совпало с моментом, когда уже осужденного и подвергнутого поруганиям и избиениям Господа вывели из дома Каиафы во двор, где Он под стражей должен был ожидать утра.


Богослужение Великого четверга

В Великий четверг после вечерни совершается литургия Василия Великого. Вместо обычной «Херувимской песни» в этот день на литургии исполняется песнопение «Вечери Твоея Тайныя днесь».

В связи с особым воспоминанием Тайной вечери в этот день стремятся причаститься даже те верующие, кто придерживается практики редкого причащения.

В Поместных православных церквях в этот день их предстоятели освящают вновь сваренное миро. В некоторых кафедральных соборах и монастырях после литургии Великого четверга совершают чин «умовения ног».

Вечером в Великий четверг совершается утреня Великого пятка (Великой пятницы), на которой читаются двенадцать отрывков из Евангелий. Служба поэтому получила название «Двенадцати Евангелий Святых Страстей Христовых», или «служба Страстных Евангелий».


12 апреля 2017
​О Великой среде Страстной седмицы
11 апреля 2017
​О Великом вторнике Страстной седмицы
10 апреля 2017
​О Великом понедельнике Страстной седмицы
Последние новости
Новости по теме
17
Вск
2019