Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / О Великой субботе Страстной седмицы

О Великой субботе Страстной седмицы

Положение во гроб. Фреска. Сербия, Печ, XIV в.
А+
Распечатать
Фото: Русская Икона

В Великую субботу (служба начинается вечером в Великую пятницу) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верой ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В римской традиции прогребать тела распятых было не принято, обычно они оставались висеть на крестах и становились добычей птиц. Однако, по особому распоряжению начальства, их можно было предать погребению.

После смерти Христа его тайный ученик Иосиф Аримофейский, член синедриона, пришел к Пилату и попросил у него тело Христа для захоронения. Вместе с праведным Никодимом, еще одним тайным учеником Христа, Иосиф снял с Креста Тело Спасителя. Он купил плащаницу, которой и обвили тело Господа, после чего положили в пещере, которую. Иосиф приготовил ранее для себя. Вход в саму пещеру заслонили тяжелым камнем.

Фарисеи, помня слова Христа о Его воскресении, боялись, что апостолы украдут тело своего учителя, а всем скажут, что Он воскрес. Именно они настояли на том, чтобы поставить у гробницы стражу.

О том, что после распятия и смерти Христос душой Своей сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских, например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19—20). 

Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душой во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения.


Богослужение Великой субботы

Литургия Великой субботы — Василия Великого — очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.

Это богослужение призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота — и есть день покоя, когда Сам Господь почил.

После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных.

После чтения Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли».

Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Вместо «Достойно есть» — ирмос 9 песни канона Великой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Его же во чреве без семени зачала еси Сына: возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлое пасхальное богослужение.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

Согласно древнему обычаю в Великую субботу верующие освящают праздничные лакомства: твороженную Пасху, кулич и раскрашенные в разные цвета пасхальные яйца. Обычай окрашивать яйца на Пасху произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, которая пришла в Рим проповедовать Евангелие.

Проповедницу нового учения пригласил во дворец император Тиберий. Придти во дворец без подарка считалось неприличным, и Мария Магдалина по бедности своей принесла императору куриное яйцо. Его она и протянула со словами «Христос воскресе!». Император ответил, что это также невозможно, как если бы это яйцо сделалось красным. В следующий миг на глазах изумленного императора совершилось чудо, яйцо окрасилось в красный цвет. Яйцо является и символом жизни. Как из-под неживой скорлупы яйца рождается жизнь, так и Христос воскрес из гроба, и так воскреснут в вечную жизнь все умершие. Окрашивание красной краской знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа.

Кулич символизирует Хлеб Жизни — Христа и является домашним аналогом церковного артоса — большой просфоры, стоящей всю Светлую седмицу перед алтарем и символизирующей пребывание с верующими воскресшего Христа. Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне помещаются буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!»

В храме Гроба Господня в Иерусалиме в этот день ежегодно сходит Благодатный огонь.

13 апреля 2017
​О Великой пятнице Страстной седмицы
13 апреля 2017
​О Великом четверге Страстной седмицы
12 апреля 2017
​О Великой среде Страстной седмицы
Последние новости
​​Синод Болгарской церкви не дал разрешения на вывоз во Францию христианских святынь для выставки в Лувре

Церковные книги, рукописи, иконы и другие артефакты, общим числом около 60-ти, должны были составить экспозицию выставки «Искусство и культура Болгарии XVI—XVIII веков».

24 февраля 2020
96
​Десять гобеленов «Деяния Апостолов», созданных по эскизам Рафаэля, выставили в Сикстинской капелле впервые за 500 лет

Экспозиция уникальная: увидеть все десять гобеленов одновременно обычно невозможно, их выставляют по очереди в Ватиканской пинакотеке. Выставка продлится всего неделю, с 17 по 23 февраля.

21 февраля 2020
384
Новости по теме
25
Втр
2020