Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Новый катехизис Русской церкви, возможно, не будет готов к ранее намеченному сроку

Новый катехизис Русской церкви, возможно, не будет готов к ранее намеченному сроку

Катехизис (1562 год). «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого письма, для простых людей языка руского»
А+
Распечатать
Фото: public domain

На Архиерейском соборе, который пройдет в Москве 2—3 февраля 2016 года, Синодальная библейско-богословская комиссия представит проект церковного катехизиса, работа над которым ведется с 2008 года, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на председателя комиссии митрополита Волоколамского Илариона.

Тогда же, как ожидается, будут определены сроки завершения этого масштабного церковного проекта. «Собор определит процедуру дальнейшего обсуждения этого текста на общецерковном уровне, назначит рецензентов и определит сроки завершения работы», — приводит сайт информационного агентства слова иерарха.

Митрополит Иларион также добавил, что на этом работа над составлением катехизиса не закончится.

В период подготовки нового катехизиса представители Церкви неоднократно подтверждали, что работа над этим церковным проектом будет завершена в 2015 году. В частности, об этом в феврале 2013 года заявил сам митрополит Иларион на пресс-конференции, посвященной результатам завершившегося в Москве очередного Архиерейского собора.

«На соборе речь шла о работе над катехизисом, которая поручена Синодальной библейско-богословской комиссии. В мои планы входило эту работу растянуть еще примерно еще на четыре года — учитывая ту скорость, с которой трудятся наши богословы. Но Архиерейский собор высказал очень твердое мнение, что катехизис должен быть закончен за два года. Это потребует экстренного созыва Богословской комиссии, дополнительных мер по стимулированию авторов и целого ряда других мер, в том числе организационных выводов, которые придется сделать», — рассказал тогда митрополит Иларион.


Комментарий Синодальной библейско-богословской комиссии

Андрей Шишков, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, в комментарии для Rublev.com отметил, что, с точки зрения исполнения поручения Архиерейского собора 2013 года, согласно которому комиссии надлежало завершить работу над проектом катехизиса к очередному собору, можно говорить о соблюдении намеченных ранее сроков.

«В 2013 году Архиерейский собор в своих постановлениях (пункт 23 постановлений собора) определил Синодальной библейско-богословской комиссии завершить работу над катехизисом Русской православной церкви до очередного Архиерейского собора, — пояснил он. — И Синодальная библейско-богословская комиссия завершает эту работу, и катехизис будет представлен, как сказал митрополит Волоколамский Иларион в опубликованной сегодня новости, на соборе». 

Комментируя высказывание митрополита Илариона о том, что на этом работа не завершится, А. Шишков добавил, что в данном случае подразумевается процесс дальнейшей рецепции этого текста.

«Катехизис будет разослан в ведущие духовные школы Русской православной церкви, также собор определит круг рецензентов, которые дадут свои отзывы на этот проект, и по результатам этой работы в катехизис, возможно, будут внесены какие-то поправки», — отметил секретарь Библейско-богословской комиссии.

«Архиерейский собор в 2013 году в своем постановлении о подготовке катехизиса не намечал сроков окончательного завершения проекта; он дал конкретные указания богословской комиссии завершить свою работу над ним к собору, который состоится 2—3 февраля 2016 года», — отметил А. Шишков. 

Катехизис будет разослан в ведущие духовные школы Русской православной церкви, собор определит круг рецензентов, которые дадут свои отзывы на этот проект, и по результатам этой работы в катехизис, возможно, будут внесены какие-то поправки.

Андрей Шишков, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии

Он также прокомментировал вопрос о том, как долго может продлиться процесс рецензирования проекта катехизиса и какова будет процедура его окончательного утверждения.

«Я не могу оценить, как долго может продлиться процесс рецепции катехизиса. Это будет обсуждаться на соборе, и собор определит эти сроки. Вопрос о том, какой орган церковного управления — Архиерейский собор или Священный синод — будет утверждать текст катехизиса после завершения процесса рецензирования, также будет рассматриваться на соборе в феврале 2016 года. Все решения по дальнейшей судьбе этого текста будут приняты Архиерейским собором», — заключил секретарь Библейско-богословской комиссии.


Новое изложение основ православной веры. Зачем оно нужно?

Идея составления нового изложения основ православной веры — церковного катехизиса — впервые была озвучена в 2008 году на Архиерейском соборе. 25 декабря 2009 года Священный синод поручил архиепископу (ныне митрополиту) Илариону возглавить рабочую группу по подготовке современного катехизиса. 

В одном из интервью митрополит Иларион, рассказывая о причинах возникновения идеи составления нового катехизиса, пояснил: «Архиерейский собор исходил из того, что сегодня у нас нет официального, утвержденного высшей церковной властью сборника, содержащего сведения по вероучению, нравственному учению, аскетической практике, литургическим темам и актуальным вопросам современности».

Иерарх тогда отметил, что наиболее известным трудом XIX века является катехизис, составленный святителем Московским Филаретом. 

«Но не будем забывать, что этот катехизис был написан почти 200 лет назад, он устарел по форме и стилю, устарела в немалой степени его тематика, а также и применяемый в нем метод изложения, — подчеркнул митр. Иларион. — Ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать его актуальным и доступным для современного человека. Например, один из разделов катехизиса митрополита Филарета посвящен недопустимости дуэлей». 

Он также обратил внимание на то, что, с другой стороны, накопилось множество вопросов, которые ставит перед христианином современная действительность, — и они никак не отражены в катехизисе митрополита Филарета.

По словам митрополита Илариона, новый катехизис будет представлять собой объемный труд. При этом составители отказались от вопросно-ответной формы в пользу систематического и последовательного изложения каждой темы.

Архиерейский собор высказал очень твердое мнение, что катехизис должен быть закончен за два года. Это потребует экстренного созыва Богословской комиссии, дополнительных мер по стимулированию авторов и целого ряда других мер, в том числе организационных выводов, которые придется сделать.

Из выступления митрополита Илариона на пресс-конференции по результатам Архиерейского собора РПЦ. 6 февраля 2013 г.

Катехизис будет разделен на четыре части: 

  • «Бог и человек», 
  • «Церковь и богослужение», 
  • «Жизнь во Христе» и 
  • «Церковь и современный мир».

В последнем разделе, по словам неназваного источника, которого цитирует РИА «Новости», будет уделено внимание и проблеме взаимоотношений Церкви и государства, находящейся в последнее время в центре оживленной общественной дискуссии. 

«Это в катехизисе будет присутствовать. Не решено пока окончательно, в каком виде: в виде специального раздела или же в виде приложения, где будут опубликованы посвященные этому документы церкви — Основы социальной концепции, например», — отметил собеседник агентства.


Актуальный катехизис

В настоящее время в Русской православной церкви наиболее авторитетным систематическим изложением основ православной веры считается катехизис митрополита Филарета (Дроздова), изданный в 1823 году.

Впоследствии катехизис перерабатывался автором, обер-прокурором Синода и другими членами Синода и многократно переиздавался, в том числе и на иностранных языках. 

Во второй половине 1824 г. митр. Филаретом был подготовлен сокращенный вариант катехизиса, получивший наименование «Краткий Катехизис» (первоначальный катехизис впоследствии получил название «Пространный Катехизис»). Краткий катехизис был предназначен в первую очередь для детей и малообразованных лиц и включал в себя текст, выделенный в Пространном катехизисе крупным шрифтом.

Указом Святейшего синода от 6 сентября 1826 митрополиту Филарету было предписано произвести пересмотр Пространного и Краткого катехизисов и, в частности, все цитаты привести на церковнославянском языке, внести в текст катехизисов уточнения, исключающие неправильное понимание догматических вопросов и дополнить катехизисы разделом для военнослужащих. Иерарх исполнил все предписания, и в конце декабря 1827 г. пересмотренные катехизисы вышли из печати.

Пространный православный катихизис, 1908 год

Некоторые православные богословы (митрополит Макарий (Булгаков)), профессор Казанской духовной академии П. П. Пономарев) особо выделяли катехизис митрополита Филарета и относили его к числу так называемых «символических книг», то есть догматических памятников, излагающих от имени Церкви ее веру и богословское учение. 

Этот катехизис был написан почти 200 лет назад, он устарел по форме и стилю, устарела в немалой степени его тематика, а также и применяемый в нем метод изложения. Ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать его актуальным и доступным для современного человека.

Митрополит Иларион о катехизисе свт. Филарета (Дроздова). Интервью сайту Седмица.ru, май 2010 г.

В то же время епископ Василий (Кривошеин), признавая, что катехизис является памятником истории Русской православной церкви, отрицал авторство святителя Филарета ввиду кардинального редактирования книги светским лицом — обер-прокурором Синода, и не признавал за ним статус символической книги.

Катехизис митрополит Филарета составлен в форме вопросов и ответов на различные вероучительные темы.


Современные опыты составления катехизиса

В середине — второй половине XX века были предприняты несколько попыток написания современного православного катехизиса — преимущественно в Русской зарубежной церкви.

«Катехизис» епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) вышел в 1950 году в Париже.

Катехизис протоиерея Фомы Хопко, клирика РПЦЗ, вышел в 1987 году. Книга “The Orthodoxy Elementary Handbook of the Orthodox Church” затем была переведена с английского протоиереем Андреем Трегубовым и издана на русском в 1989 году.

Катехизис «Жив Бог» был составлен группой христиан — прихожан православных храмов во Франции в конце 1980-х годов. Перевод с французского протоиерея Георгия Сидоренко под редакцией протоиерея Кирилла Фотиева вышел в свет в издательстве “Overseas Publications” в Лондоне в 1988 году. В 1991 году катехизис был издан в России. 

Книга «Основы христианской православной веры», написанная клириком Русской православной церкви заграницей протоиереем Владимиром Глиндским, вышла в типографии преподобного Иова Почаевского (Свято-Троицкий монастырь, Джорданвиль, США) в 1995 году. Книга используется в семинариях РПЦЗ в качестве учебного пособия по богословию. Издание вышло на дореформенном русском языке.

Во вступлении автор отмечал следующее:

«Мы стремились къ тому, чтобы въ книгѣ «Основы христіанской православной вѣры» было сжато представлено изъ православнаго богатства то, въ чемъ цивилизація чувствуетъ великую нужду, именно все, указанное и воплощенное Господомъ Іисусомъ Христомъ: вѣра въ Бога, обоснованная надежда на будущее, братское отношеніе къ ближнему. Мы надѣялись въ этой книгѣ показать то, что можетъ пробуждать вѣрующихъ отъ ихъ равнодушія и открывать новое невѣрующимъ. Здѣсь повторено, что человѣкъ можетъ достигнуть счастья не тѣмъ, чѣмъ онъ обладаетъ матеріально, но чрезъ то, что онъ собою представляетъ нравственно. Здѣсь также указано, что «человѣкъ обязанъ, какъ выразилъ св. Меѳодій Тирскій, быть провозвѣстникомъ славы Божіей».

На рубеже столетия вышли православные катехизисы, составленные в России.

В 1998 году доцент Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов выпустил катехизис для детей. Книга «Детский Катехизис. Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире» была составлена на основе вопросов о вере, Церкви, христианской жизни, которые дети задавали священнослужителю.

Протоиерей Олег Давыденков, российский богослов, религиовед, философ, кандидат философских наук, доктор богословия, профессор Свято-Тихоновского университета, выпустил свой катехизис в 2000 году.

Во введении к книге он, в частности, отметил:

«В XX столетии появилось большое количество авторских катехизисов: Катехизис епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского), ”Катехизис” прот. Владимира Глиндского, семейный катехизис ”Жив Бог”, составленный группой православных христиан из Франции, ”Основы Православия” прот. Фомы Хопко и др., однако ни один из них по степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с ”Пространным Катехизисом Православной Кафолической Восточной Церкви”».

23 октября 2015
​Архиерейский собор: вопросы и ответы
29 мая 2015
Собрание сочинений протоиерея Александра Меня выйдет в 15 томах
13 марта 2015
​«​Богословие и духовное просвещение»​ патриарха Кирилла
5
Пнд
2016