Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Начало свою работу старообрядческое интернет-радио «Голос веры»

Начало свою работу старообрядческое интернет-радио «Голос веры»

Начало работу старообрядческое интернет-радио «Голос веры»
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

12 октября 2015 года стараниями старообрядческого священника Аркадия Кутузова, настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского в г. Сычевка Смоленской области, стартовал проект сетевого радио «Голос веры»

Данный проект — уже не первая попытка завоевания медиапространства со стороны старообрядцев. На сегодня в Интернете существуют различные старообрядческие ресурсы, включая, например, сайт знакомств для желающих вступить в благочестивый брак, или сайт «Деловые предложения старообрядцев», на котором размещаются объявления о продаже оптом и в розницу продуктов натурального хозяйства и различных товаров (одежда, богослужебные принадлежности), в основном, изготовленных вручную, по древним технологиям. 

«Часто, когда журналисты хотят написать что-то о старообрядцах, то в своих статьях они сбиваются к образу своеобразного этнического гетто, которое живет по своим особым укладам, обособленно, и никого в свой закрытый мир не пускают. На самом деле, мы просто живем по тем законам, по которым сотни лет назад жили наши предки», — сказал о. Аркадий в комментарии для сайта «Аргументы и факты». 

По его словам, программа вещания будет включать широкий спектр аудиоматериалов: проповедей, бесед, архивных записей богослужений, опросов и диспутов. В числе первых анонсированных передач обозначены не только душеполезные беседы и проповеди, но и, например, программа «Евангелие и Коран», посвященная знакомству с вероучением ислама и его оценке с точки зрения старообрядчества. 

«В наших программах мы познакомим вас с уникальными особенностями обихода, историей и современной жизнью российского и зарубежного старообрядчества. Мы хотим поговорить с Вами о бесхитростно возвышенных истинах и самой сути христианства: истинной любви и взаимном доверии человека к человеку, ибо доброе в человеке — основа», — указано на сайте радиостанции.

Особый интерес для широкой аудитории могут представлять записи песнопений, поскольку старообрядцы в богослужебной практике используют знаменный распев (у старообрядцев «роспев»), — систему древнего одноголосного пения, записанного с помощью специальных знаков (знамен или крюков) и так называемых помет, указывающих высоту звука. 

Знаменное пение является вариантом древнего монодического пения, к которому относится также григорианский и византийский роспевы. Аудитория «Радио веры» может быть довольно широкой — от самих старообрядцев различных согласий до интересующихся исторической тематикой и древней музыкой.


Современные старообрядцы в России: историческая справка

Церковный раскол 1666 года, возникший вследствие инициатив патриарха Никона и царя Алексея Михайловича Романова, разделил православных христиан на два противоборствующих лагеря — старообрядцев и оставшихся верными официальной Церкви. 

Реформы патриарха Никона были направлены на модернизацию церковной жизни, приведение ее в согласие с обрядовыми особенностями греческой Церкви. Наиболее известна замена двуперстия на троеперстие в крестном знамении, а само двуперстие стало символом старообрядчества, выбравшего консервативный путь развития и отвергшего нововведения. До революции 1917 года приверженцы старой веры составляли значительную часть населения, в некоторых губерниях до 40% жителей называли себя старообрядцами. 

В отношении старообрядцев использовали наименование «раскольники», но 17 апреля 1905 года император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», после чего граждан, исповедующих древнюю версию православия, рекомендовали именовать «старообрядцами», для укрепления единства в обществе. 

До этого указа старообрядцы были повсеместно ущемлены в личных и гражданских правах, например, не имели права официально крестить детей по своим правилам, регистрировать церковное имущество, иметь школы, печатать книги. Священники и наставники старообрядчества не признавались в качестве духовных лиц и подлежали призыву в армию, старообрядческим купцам чинились различные препятствия в ведении торговли. 

Все эти многочисленные запреты и препятствия были упразднены указом Николая II, и начался так называемый «золотой век старообрядчества», расцвет разнообразной деятельности старообрядцев, взлет предпринимательства, строительство многочисленных церквей, часовен, доходных домов, социальных заведений, школ, госпиталей и торговых рядов. Старообрядцы были наиболее активны в торговле и строительстве первых модернизированных фабрик. 


Старообрядцы в современной России. Взаимоотношения с Русской православной церковью

Поместный собор Русской православной церкви 1971 года определил, что клятвы (проклятия), наложенные на старообрядцев и старые обряды в 1656 и 1667 годах, отменены.

«Наиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, предпринимавшие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1656 и 1667 гг., должно быть устранено», — говорится в постановлении Собора 1971 года.

Для взаимодействия со старообрядцами была создана специальная Комиссия Московского патриархата по взаимодействию со старообрядчеством, под руководством бывшего старообрядца (ныне единоверца Русской православной церкви) священника Иоанна Миролюбова. 

Старообрядцы, тем не менее, не спешат ответить на приглашение к активному диалогу, полагая, что активное взаимодействие с Московской патриархией повредит им в сохранении своей индивидуальности и независимости. 

Многочисленные инициативы старообрядцев белокриницкого согласия, завоевание ими медиа и интернет-пространства свидетельствует о накопившейся энергии молодых и активных старообрядцев, желающих заявить о себе, в то время как старшее поколение с неодобрением относится к такого рода деятельности, строго соблюдая границы обычаев и правил. 

Эксперты отмечают, что на сегодняшний день старообрядчество перестает быть религиозной традицией, которую наследуют в семье от отца к сыну, как это было практически до последнего времени. Консервативно настроенные старообрядцы и часть старообрядческой паствы, которая придерживается более либеральных взглядов, ищут согласия в определении новых границ церковной жизни. Стартовавший проект радио «Голос веры» является одним из признаков этих поисков.           

В настоящее время старообрядцев белокриницкой иерархии, наиболее многочисленной в России старообрядческой церкви, насчитывается около 1 миллиона человек, которые объединены в 260 приходов и 13 епархий. Церковь белокриницкого согласия с 19 октября 2005 года возглавляет митрополит Корнилий (Титов).

6
Втр
2016