Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​На Украине прославлены в лике святых преподобный Иоанн Вишенский и святитель Иоанникий (Руднев)

​На Украине прославлены в лике святых преподобный Иоанн Вишенский и святитель Иоанникий (Руднев)

Икона преподобного Иоанна Вишенского
А+
Распечатать
Фото: gursesintour.com

Синод, заседание которого возглавил предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) (журнал №29), сообщает сайт УПЦ. 

Чин прославления Иоанна (Вишенского) состоится 28 июля во время литургии на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры, сообщает РИА «Новости Украина» со ссылкой на управляющего делами УПЦ митрополита Антония (Паканича). 

«Преподобный Иоанн (Вишенский) 40 лет подвизался на Афоне и известен всем нам по школьной программе как выдающий писатель-апологет. Такие писатели как Иван Франко, Пантелеймон Кулиш очень высоко ценили его работы, и считали его одним из самых выдающихся писателей-апологетов XVII века. Сохранилось 16 посланий преподобного Иоанна (Вишенского), которые он писал с Афона, поддерживая своих православных соотечественников», — цитирует митрополита Антония информационное агентство. 

Кроме того, синод постановил прославить в лике святых митрополита Киевского Иоанникия (Руднева) (+1900), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской лавре (журнал №30).

На заседании были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым.

Чествование памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священным синодом Украинской православной церкви установлено 16 июля по новому стилю, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого — 20 июня по новому стилю, в день его преставления.

Решению о прославлении прп. Иоанна Вишенского Святогорца предшествовала длительная и кропотливая работа в архивах Украины и Афона, по результатам которой директором Международного института афонского наследия в Украине Сергеем Шумило была издана книга «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию “блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца”». Эта книга и послужила основанием для составления жизнеописания выдающегося афонского подвижника и писателя.

Размышляя о смысле и значении подвига афонского старца Иоанна Вишенского, автор книги Сергей Шумило пишет: «Убежденный последователь исихастского учения святителя Григория Паламы, сподвижник преподобного Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и преподобного Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Наследие старца Иоанна — бесценная духовная и литературная сокровищница. Незаслуженно забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и мировой православной цивилизации. В наше время это наследие обретает новую актуальность и требует более глубокого изучения и возрождения».


Преподобный Иоанн Вишенский. Святогорский монах и основоположник полемического стиля в украинской литературе

Преподобный Иоанн Вишенский (между 1545—1550 — после 1620) — западнорусский православный монах, духовный писатель, антиуниатский публицист и полемист. Ревнитель православия и «единства многоименитого российского рода», духовной связи Малой России с Великой Россией. Жил на Афонской горе в Зографском монастыре.

Преподобный Иоанн, по происхождению галичанин, родился в городе Судовая Вишня. Известно, что он был высокообразованным человеком и в молодости проживал некоторое время в Луцке.

Приблизительно в 70-х годах XVI века преподобный Иоанн принял монашеский постриг на Афоне. Он поддерживал тесные отношения с Львовским братством.

В 1590-х годах были написаны самые выдающиеся произведения прп. Иоанна, направленные против Брестской унии. В 1598 году в острожской «Книге» он напечатал послание Константину Острожскому и православным, написанное им от имени монахов Святой Горы. Около 1600 года на Афоне преподобный составил сборник «Книжку», в который вошли «Извещение краткое», «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих», послание князю Константину Острожскому и епископам, а также «Обличение диавола-миродержца», «Порада» и другие произведения. В 1600—1601 гг. подвижник написал «Краткословный ответ» польскому католическому теологу Петру Скарге.

Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты отеческой православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII столетии.

Около 1604 года прп. Иоанн вернулся на Русь. Он временно пребывал сначала в Уневском монастыре, где в 1605 году написал «Послание Домникии», посвященное полемике с влиятельным членом львовского братства Юрием Рогатинцем, а затем жил в Манявском скиту у Иова Княгиницкого. 

В 1606 году Иоанн Вишенский вернулся на Афон. В 1615—1616 гг. он написал последнее свое известное произведение «Позорище мысленное». Сочинение примечательно тем, что впервые в литературе здесь была показана жизнь низшего слоя общества — крестьянства.

В общей сложности прп. Иоанн прожил на Афоне более 40 лет.

В 1621 года киевский собор постановил вызвать Иоанна, в числе прочих, в южную Русь. О том, посетил ли Иоанн Русь, ничего не известно.

Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец».

Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так, церковный собор Киевской митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., Пантелеимон Кулиш, создатель одной из ранних версий украинского алфавита, украинский поэт, публицист, историк и один из лидеров украинофильства, называл его «афонским апостолом». 

Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией: Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие.

Преподобный Иоанн скончался около 1630 года.

Известно всего 16 произведений Иоанна Вишенского. Известны написанные им с Афона «Послания», отправлены на Русь вместе с посланием афонских старцев: Послание к князю Острожскому и ко всем православным, с увещанием «стоять в православии», Послание к львовскому братству и к отцу Иову, скитнику Марковой пустыни — о том же, Послание к остальным отступникам от православия Кириллу, Ипатию и Рогозе — строгое обличение.

Произведения преподобного Иоанна Святогорца выделяются в южнорусской полемической литературе XVI и XVII веков не только литературным талантом автора, но и его своеобразной позицией. Преподобный не ограничивался борьбой с католицизмом и унией. Исходя из принципов византийского аскетизма, он критиковал весь современный ему церковный и светский строй и считал идеалом простоту древнехристианского братства как осуществление Царства Божьего на земле. Иоанн Вишенский отвергал, в частности, светское образование и народные старинные обычаи, как языческие. Он пользовался формами церковных посланий, диалога и полемического трактата, постоянно сочетая эти жанры.

В своих посланиях с Афона преподобный Иоанн разоблачал православных епископов, пошедших на сделку с совестью и принявших унию, римско-католическое и униатское духовенство, польских и русских феодалов-крепостников, выступал против окатоличивания и ополячивания народа южной Руси. Он считал, что труд крепостных является источником всего богатства господ, выступал против притеснения крестьян феодалами и духовенством. 

Его оценки событий и лиц конца XVI — начала XVII веков представляют большой интерес для исторической науки. 

Св. Иоанн — мастер ораторско-обличительного стиля. 

По словам Сергея Шумило, произведения прп. Иоанна легли в основу нового направления в украинской литературе XVII в.  — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях старца воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в ХIX—XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. 

Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога.

Творчество прп. Иоанна Вишенского повлияло на развитие жанра сатиры в украинской литературе.


Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев)

Митрополит Иоанникий (Руднев) (1826—1900) — архиерей Русской и Украинской православных церквей, богослов. За свою жизнь в разное время был епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии, Саратовским и Царицынским, Нижегородским и Арзамасским, архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии, митрополитом Московским и Коломенским, Киевским и Галицким. Являлся инспектором Киевской духовной академии, ректором Киевской духовной семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии.

В Саратовской епархии (еп. Иоанникий управлял епархией с 1864 по 1873 гг.) иерарх обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью «Братство Святого Креста». Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. «Братство Святого Креста» было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу стали затем возникать и другие с той же целью. 

По инициативе митрополита Иоанникия при братстве образовалась обширное собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых еп. Иоанникий принимал непосредственное участие. 

Cвятитель Иоанникий (Руднев)

Для содействия братству в борьбе с расколом, учение о расколе в духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причем ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседования и составлять о них отчеты, разбираемые затем на уроках. 

При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства — борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путем религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих селах Саратовской епархии.

Благодаря епископу Иоанникию Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков. При Саратовском женском училище в скором времени был образован приют для малолетних бедных детей духовенства.

Главным источником средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, стал первый в России епархиальный свечной завод, который учредил еп. Иоанникий.

В Нижегородской епархии (1873—1877 гг.) было основано братство Святого Креста по образцу Саратовского братства. Стараниями архиеп. Иоанникия были созданы детский епархиальный приют, а затем ремесленная школа на сорок мальчиков при Оранском монастыре. 

Учредил первое в России семинарское общежитие — «общежитие для своекоштных воспитанников». В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казенный счет, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, в числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.

В своей речи по случаю открытия при Нижегородской семинарии общежития он сказал: 

«Кому неизвестно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания. Но иное дело знать о скудости и бедности по слуху, иное самому на себе испытать их со всеми их тяжелыми последствиями. Мне судил Господь последнее. Не роскошной и не богатой обстановкой окружено было мое детство; много нужды и лишений испытал я в период своего воспитания. По собственному опыту известна мне вся привлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания.

Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать свое образование, одни не докончив его, другие — дошедши до половины пути, а иные и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть даже с отступлением от правды, не оказало мне помощи».

Общежитие содержалось на средства, поступавшие от вновь учрежденного в Нижнем Новгороде епархиального свечного завода, а также от благотворителей.

Во время служения в Грузии архиепископ Иоанникий положил начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причем нередко принимал в них личное участие. Его трудами епархиальный свечной завод начал приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства.

Почти все свое жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28 тысяч рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования.
В литературе Высокопреосвященный Иоанникий известен многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в «Воскресном Чтении». Все они были впоследствии собраны и напечатаны в книге «Юбилейный Сборник. Речи, слова, беседы и назидательные статьи». СПБ, 1899 г.

Иерарх основал три духовных журнала — «Руководство для сельских пастырей», «Труды Киевской академии» и «Миссионерское обозрение».

В общении с людьми митр. Иоанникий отличался прямотой. Будучи властным и мудрым церковным администратором, был при этом исполнен благожелательства и скромности. Иерарх строго придерживался принципов беспристрастия и справедливости и не любил человекоугодие и подобострастие.

В мае 1883 года, будучи уже митрополитом Московским и Коломенским, возглавил совершение чина священного коронования Александра III, а позже в том же месяце — освящение завершенного храма Христа Спасителя в Москве. 

Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев в своем письме императору Александру III от 15 октября 1891 года, в связи с вопросом о замещении вакантной Киевской кафедры (в связи с кончиной митрополита Платона (Городецкого)), писал: «Московский митрополит Иоанникий, человек безупречный в нравственном отношении, по характеру своему не пришелся по Москве. Он сух и необщителен, а Москва имеет свои особенности: там любят ласковое обращение и приветливость. Его не полюбили в Москве, и, кажется сам он это чувствует. В Киеве положение его было бы удобнее и свойственнее его природе». В ответном письме от 8 ноября того же года Александр III благодарил Победоносцева и писал: «Ваши соображения насчет назначения в Москву арх. Леонтия из Варшавы, а в Киев Московского митрополита я совершенно одобряю и думаю сам, что это лучше».

По смерти Санкт-Петербургского митрополита Палладия (Раева) рескриптом от 25 декабря 1898 года назначен первенствующим членом Святейшего Синода (что было весьма необычно для Киевского митрополита).

Митрополит Иоанникий скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребение его 11 июня возглавил митрополит Московский Владимир (Богоявленский); иерарх был похоронен в Крестовоздвиженской церкви на Ближних Пещерах в Киево-Печерской лавре, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным).

21 марта 2016
​На Украине стартовал автопробег Запорожье-Афон-Запорожье
18 февраля 2016
​Часть заповедника «София Киевская» могут передать так называемому Киевскому патриархату
16 ноября 2015
​Канонизирован последний атаман Запорожской сечи Петр Калнышевский
11
Вск
2016