Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / На святой горе Афон обнаружили мусульманские рукописи

На святой горе Афон обнаружили мусульманские рукописи

На святой горе Афон обнаружили мусульманские рукописи
А+
Распечатать
Фото: Brian Tan (CC by-sa 2.0)

Археологи из университета Кувейта нашли в одном из православных монастырей на горе Афон уникальные арабские рукописи, относящихся к эпохе становления ислама, сообщает Greek Reporter.

Команда ученых во главе с профессорами истории Абдулхади аль-Аджми (Abdulhadi Al Ajmi) и Мохаммад Аль-Марзуки (Mohammad Al Marzouqi) исследовала библиотеки афонских монастырей. При этом, по словам археологов, одним из самых сложных этапов было получение разрешения на изыскания как со стороны греческих властей, так и со стороны руководства монашеской горы, которая фактически имеет автономный статус.

«Найденные рукописи относятся к «золотому» веку ислама (VIII-XIII века). Они охватывают различные темы, связанные с ежедневными событиями, научными наблюдениями, религиозными делами и т.д.», — приводит издание слова доктора Абдулхади аль-Аджми.

Ученым еще предстоит узнать, как уникальные манускрипты попали на Афон. Археологи назвали открытие «очень важным ориентиром» для тех, кто изучает историю ислама.

Святая гора в исламском государстве

Святая гора Афон — крупнейшее в мире средоточие православного монашества, одно из главных святых мест христианства. 20 крупных монастырей образуют единственную в мире монашескую республику, находящуюся под управлением Константинопольского патриарха. Первые монастыри, как считается, появились на Святой горе в V-VI веках нашей эры.

После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями — благодаря дипломатическим способностям возглавлявших его иноков ему удалось добиться у турецкого султана некоторой автономии.

При завоевании остатков Византийской империи Святая гора избежала разорения от мусульман и сохранила за своими насельниками право свободно исповедовать христианство, совершать богослужения и проводить иноческую жизнь.

В каком-то смысле полуостров и его управление были включены в общую систему турецкой администрации. У афонской общины были два постоянных представителя в Константинополе — при Патриархе и Высокой Порте — и еще один в Фессалониках. Более того, «монашеская республика» формально находилась под непосредственным покровительством султанов. Она неоднократно, начиная еще с 1326 года, получала от султанов охранные грамоты и документы, подтверждающие традиционные привилегии и имущественные права монастырей.

Об исключительности положения Афона в исламском государстве свидетельствует то, что у монахов обычно не возникало затруднений с разрешениями на постройку или восстановление христианских культовых зданий на Святой горе, что не поощрялось законами ислама.

Впрочем, успехам строительства мешало другое: большинство обителей находились в крайне затруднительном материальном положении. В 1513 году Святую гору посетил глава государства — султан Селим I (1512-1520). Он подтвердил все прежние привилегии Афона.

Права и привилегии Святой горы подтверждали впоследствии особыми документами и другие султаны — Ахмед III, Селим III, Махмуд II. Выдавались охранные документы и отдельным монастырям: так, в архиве Россикона сохранилось свидетельство о фирмане (указ правителя) султана Баязета II (1481-1512), выданном по просьбе калогера Феофана (старца, которому было поручено представлять интересы русского монастыря в суде в двух инстанциях по поводу нарушения прав собственности) и воспрещающем вмешательство в пашни монастыря.

Монастырь Симонопетра на Афоне, рисунок из турецкой книги 1896 года

Впрочем, благосклонность турецких правителей имела свои пределы и была далеко не бескорыстной. Все насельники афонских обителей обязаны были выплачивать турецкому правительству харадж — подать (подушную и десятинную). Размер и порядок ее взимания определялся султанскими фирманами, Патриаршими сингиллиями и другими документами, и речь шла о весьма значительных суммах. Для сбора налогов и для наблюдения за порядком в Карее был водворен турецкий чиновник — ага, получавший от монастырей жалованье.

В первое время после турецкого завоевания материальное положение афонских монахов еще оставалось сравнительно благополучным, так как обители по-прежнему владели имуществом, приобретенным в византийскую эпоху, и получали с него независимые доходы. Тем не менее, год от года сбор хараджа ложился на монастырское хозяйство все более тяжелым грузом, невзирая на предоставляемые иногда султанами отдельные налоговые послабления. Кроме того, с монастырей часто взимались разнообразные дополнительные подати и поборы, монастырские подворья и владения за пределами полуострова никогда не были гарантированы от конфискации или злоупотреблений турецких чиновников, а большинство стран-ктиторов были сами под турецким игом.

Несмотря на все это, Святая гора сумела в полной мере сохранить свою былую славу и притягательность для христиан. Сравнительно с другими частями мусульманской империи, она пользовалась относительной независимостью. Афон был все более обособлен от внешнего мира. 

Во время турецкого владычества иноческая жизнь была сосредоточена в основном в 19 монастырях (в 1541 году к ним добавилась обитель Ставроникита). Именно тогда сформировалась существующая и поныне группа основных обителей, между которыми была поделена вся область: с тех пор никто, кроме них, не имел права владеть землей на полуострове. Не прекращавшиеся набеги пиратов, самоуправство турецкой администрации и внутренние разногласия на Святой горе не могли остаться без печальных последствий. Многие обители стали постепенно хиреть и приходить в упадок, выживая только за счет поддержки извне. Собственное хозяйство и обработка земли не могли давать достаточно денежных средств, чтобы откупаться от турок и обеспечивать жизнедеятельность монастыря.

В 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

7 марта 2017
​Утерянные мощи старца Аникиты обнаружены на Афоне
28 декабря 2016
​В интернете открылся виртуальный тур по Святой Горе Афон
11 октября 2016
Рукописи афонского подвижника прп. Максима Грека впервые представлены в Петербурге
Последние новости
Кинофестиваль в Гетеборге выберет человека, который увидит конкурсную программу, проведя неделю в одиночестве на острове-маяке

В этом году оргкомитет фестиваля запустил проект “The Isolated Cinema” — «Изолированный кинотеатр». Сам Гетеборгский фестиваль пройдет целиком в цифровом формате.

13 января 2021
284
​Из-за падения доходов Церковь Англии может пойти на закрытие части храмов и сокращение числа епископата и духовенства

С наибольшей вероятностью «оптимизация» коснется городских церквей викторианской эпохи. Престарелые священнослужители, вероятно, вынуждены будут уйти на пенсию.

11 января 2021
516
Новости по теме
Рукописи афонского подвижника прп. Максима Грека впервые представлены в Петербурге

Экспозиция «Максим Грек в России», рассказывающая о деятельности греческого писателя и переводчика XV-XVI веков, проходит в Российской национальной библиотеке (Садовая, 18).

11 октября 2016
4591
15
Птн
2021