Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине

​Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине

Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине
А+
Распечатать
Фото: Rublev.com / снимок экрана

Выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» Музея архитектуры будет развернута на Малой анфиладе Государственного музея архитектуры и расскажет, во-первых, об истории разрушенного калязинского Троице-Макарьевского монастыря, а во-вторых — о том, как специалисты музея спасали, сохраняли и реставрировали уникальные росписи. 

Д

ля экспозиции были выбраны фрески соборного Троицкого храма обители, а также монастырской трапезной. На выставке будут представлены ветхозаветные сюжеты, апокрифический цикл о рождении Богородицы, сцены из христологического цикла и Апокалипсиса, а также изображения святых князей. 

Кроме того, публика сможет увидеть прижизненные портреты царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, которые были активными жертвователями (ктиторами) монастыря, фрагменты летописей, орнаменты, фрески «Изгнание из Рая», «Строительство Вавилонской башни», «Новый Иерусалим», «Омовение ног», «Конь бледный и вороной», «Спас на престоле» и другие.

Об этом сообщает сайт Государственного музея архитектуры.


Выставка, которую готовили 20 лет

Как рассказала в видеоблоге Музея архитектуры его директор Елизавета Лихачева, сейчас идут работы по монтажу экспозиции. «Производство выставки — достаточно долгий процесс. В случае калязинских фресок, по-хорошему, этот процесс занял двадцать лет, потому что первые попытки вынести фрески в зал и поставить были предприняты еще двадцать лет назад, и я очень рада, что нам наконец удалось это сделать. …Это был огромный и очень тяжелый труд, который, к сожалению, был приостановлен из-за пандемии», — отметила она.


См. рассказ Е. Лихачевой о предстоящей выставке © YouTube, Музей архитектуры


По словам директора МУАР, выставка разместится в трех залах. Первый будет посвящен истории Калязинского монастыря. Второй зал расскажет о сохранении памяти об уничтоженной обители. «Третий зал, самый светлый, самый теплый, — это зал, посвященный реставрации и спасению этих фресок уже в современности», — пояснила Е. Лихачева.

Поскольку в Музее архитектуры нет своих реставраторов фресковой живописи, в сохранении фресок сотрудникам музея помогают специалисты Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. 

Как подчеркнула Е. Лихачева, фрески Калязинского монастыря — чрезвычайно интересное явление в русской культуре переходного периода между средневековым и новым временем: «Калязинский монастырь, так же, как и ряд других памятников в Ростове, Ярославле, Угличе — это были памятники, которые предвещали, если хотите, или предвосхитили те реформы, которые неизбежно отразились на живописи, — я имею в виду петровские реформы».

В составе экспозиция также будут представлены макеты Троицкого собора и монастырской трапезной, чертежи, фиксирующие постройки монастыря на момент 1939 года, и документальные свидетельства деятельности экспедиции Академии архитектуры, среди которых дневник с наблюдениями, фотографии. Отдельный раздел выставки расскажет о научной реставрации фресок, основанной на авторской методике В. П. Бурого и осуществленной в разные годы реставраторами Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова.

Сообщается, что для незрячих и слабовидящих посетителей предусмотрены сборные экскурсии с тифлокомментатором. Выставка будет адаптирована для людей с нарушением зрения с помощью макетных копий пяти ключевых экспонатов, созданных специально для тактильного ознакомления: барельефа XIX века с панорамой Троицкого Макарьева монастыря из коллекции Калязинского краеведческого музея (воспроизведение по фотографии) и фресок XVII века — «Грехопадение Адама и Евы», «Строительство Вавилонской башни», «Ангел и Иоанн Богослов», «Ангелы семи церквей».

Троицкий Макарьев монастырь в Калязине и его фрески

Троицкий Макарьев монастырь был основан преподобным Макарием Калязинским в первой половине XV века и был одним из самых богатых и почитаемых в России. На протяжении веков монастырь был местом паломничества русских царей, императоров и патриархов. Поклониться мощам преподобного Макария в разное время приезжали Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, патриарх Никон (последние два укрывались здесь также от чумы в 1654 году), Петр I, Екатерина II, Александр II.

Троицкий Макарьев монастырь в Калязине, фото (ок. 1908 г.)

Обитель пользовалась покровительством новгородского купечества.

Фрески Троицкого собора, представленные на выставке, были созданы царскими иконописцами, известными по лучшим живописным циклам первой половины XVII века в Московском Кремле и Звенигороде.

Роспись колонны в соборе Успения Пресвятой Богородицы Московского Кремля
В Успенском соборе Московского Кремля реставраторы обнаружили фрески, считавшиеся утраченными

Специалисты открыли несколько фрагментов росписи конца XV — начала XVI вв. Нынешний ансамбль соборных фресок был создан гораздо позднее, в середине XVII века.

Подробнее

Монастырский ансамбль был уничтожен и затоплен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако фрагменты настенной живописи были спасены силами экспедиции Академии архитектуры. 

В январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей -32 ℃, группа специалистов под руководством художника-реставратора П. И. Юкина сняла со стен Троицкого собора 126 фрагментов стенописей общей площадью 185 кв. м. Большую часть из них, 117 фрагментов затем передали в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, остальные были направлены в другие музейные собрания, в том числе в коллекцию бывшего Строгановского училища.


См. также рассказ Е. Лихачевой о том, как спасали фрески Калязинского монастыря © YouTube, Музей архитектуры


Часть фресок, а также изразцы с изображением китовраса (мифического существа, чудовища-кентавра, иногда с крыльями, изображение которого встречается в русских апокрифах с XIV века; — Rublev.com), облачения духовенства и шитье XVII—XIX веков, старинную церковную утварь перевезли в краеведческий музей Калязина.

Портал Троицкого собора перевезли в Москву, где его вмуровали в стену Донского монастыря.

Ныне на месте разрушенного монастыря располагается небольшая возвышенность, которая называется «монастырскими островами». В 2000-е годы там была возведена небольшая часовня из красного кирпича.


15 января 2018
В Великом Новгороде на руинах храма обнаружили старинные фрески XII века
16 августа 2016
На знаменитой колокольне в Калязине восстановят звон
18 августа 2015
​Колокольня в Калязине будет отреставрирована
Последние новости
​С помощью продажи «анти-коронавирусной» почтовой марки в Швейцарии собрали 2,5 млн франков

Вырученные средства государство распределяет поровну между фондом «Швейцарская Солидарность» и Швейцарским Красным Крестом. Эти деньги идут на помощь пострадавшим от COVID-19.

7 августа 2020
432
Новости по теме
11
Втр
2020