Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Многоженство: блуд, бегство от ответственности или норма?

​Многоженство: блуд, бегство от ответственности или норма?

Многоженство: блуд, бегство от ответственности или норма?
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

Несовершеннолетие невесты, соответствие широко анонсированного брака российским законам, участие в кампании Рамзана Кадырова и оскорбительный комментарий в адрес российских женщин Павла Астахова, после которого в сети начался сбор подписей в пользу отставки уполномоченного по правам детей, — все эти громкие информационные поводы не отменяют главного: проблемы сосуществования в России различных культурных традиций. Эти традиции (не только исламские; есть множество национальных и религиозных обычаев помимо мусульманских) время от времени пересекаются с привычным укладом жизни россиян и заставляют задуматься о вещах, которые в обычное время не вызывают вопросов.

Насколько неожиданно острой оказалась проблема, можно судить по тому эффекту, который произвела новость из Чечни. Сначала возникла взрывная реакция социальных сетей, затем последовали публикации с комментариями экспертов, наконец, дело вышло на уровень высших государственных чиновников: свое мнение по проблеме успели высказать и Валентина Матвиенко, и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, и упомянутый Павел Астахов, и многие-многие другие.


Что беспокоит больше: многоженство или чуждая традиция?

За несколько дней идея ввести уголовную ответственность за многоженство дошла до думских кабинетов, и уже глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина со своей стороны заявила, что выступает против этого. «Вводить уголовную ответственность за это [многоженство] нелепо, потому что причина не в отсутствии уголовного закона, а в том, что мужчин не хватает, возможно, таких, с которыми женщины хотели бы создавать семью и иметь детей», — сказала Мизулина.

Иными словами, острота демографической проблемы с точки зрения депутата заставляет идти на компромисс с необходимостью строгого следования букве закона.

Однако, по мнению экспертов, острую реакцию вызвала не сама по себе чеченская свадьба, но столкновение привычного жизненного уклада большинства россиян и чуждой национальной традиции. Потому что основным аргументом против легализации многоженства (а предложения узаконить полигамию на основании древней традиции, существующей у некоторых народностей, высказываются уже не первый раз) стали именно констатация конфликта различных культур и опасения, что этот конфликт может привнести в общество новое разделение.

Это засвидетельствовали участники круглого стола в Госдуме, прошедшего 20 мая и посвященного вопросам освещения в СМИ межнациональных отношений. По их мнению, именно межнациональные конфликты являются на сегодняшний день главным фактором напряженности в обществе.

«Мы живем в усложняющемся мире. Привычные социальные связи ослаблены, — отметила в своем выступлении доктор социологических наук, сотрудник Института социологии РАН Лариса Никовская. — И первый «зонтик», под которым собираются люди в подобных ситуациях, — это этническая мобилизация». И сейчас российское общество, по ее мнению, переживает ренессанс этничности, национального самосознания. «Но главная сложность в этом случае — как не соскользнуть в национализм», — подчеркнула она.

Способом, с помощью которого можно было бы снизить напряжение в обществе, остается просвещение, распространение информации о национальных традициях, разъяснительная работа. Об этом напомнил Моисей Ким, советник президента Общероссийского объединения корейцев. «В мировой истории не так много примеров сосуществования народов в составе единого государства, — сказал он. — И один из таких примеров — Российская империя. До революции в большом количестве распространялись дешевые брошюры о народах России, их культурных и национальных обычаях. Так развивалась и возрастала культура межнациональных отношений на бытовом уровне», — отметил М. Ким.


Каждый пятый — за многоженство

О том, что не сама по себе проблема многоженства стала основной причиной небывалой по активности дискуссии, свидетельствуют (пусть и косвенно) результаты исследования, проведенного по горячим следам социологическим центром ЦИМЭС. Опрос пользователей Рунета показал, что каждый пятый россиянин (22% респондентов) одобрил бы закрепление многоженства на уровне закона.

У полученных результатов есть и еще одно объяснение.

По мнению психолога и психотерапевта Натальи Ининой, сотрудника психологического факультета МГУ, старшего преподавателя психологического факультета РПУ, эти цифры вряд ли свидетельствуют о том, что в российском обществе возрастает влияние исламской культуры, но скорее о том, что опрошенные продемонстрировали очень понятную с точки зрения социальной психологии позицию, а именно — желание возложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого. И культурные и религиозные традиции в данном случае не имеют первостепенного значения.

«Все мы жили, родились, воспитывались в христианской культуре, мы в большей степени европейцы, а не мусульмане. Все наше образование, искусство, в широком смысле культура — они христианские. И, соответственно, наш менталитет встроен в эту систему координат. Поэтому я думаю, что проблема совсем в другом. Проблема — в желании делегировать ответственность за свою жизнь кому-то другому», — считает психолог.

Но, уточняет она, это относится больше к женской части опрошенной аудитории. У мужчин-сторонников многоженства, которых оказалось около 40% от общего числа опрошенных, мотивация иная. «Если мы говорим, например, о мужчинах, то я полагаю, что это [относится] к вопросу о блуде, о страсти, о том, что мне моя жена надоела — дайте мне другую. Вместо того, чтобы строить отношения со своей женой, мужчине проще взять новую: вот она-то и решит мои мужские проблемы. На мой взгляд, это бегство от ответственности, бегство от отношений».

Видео: Rublev.com

Текст комментария полностью


Свое отношение к результатам исследования высказал и автор проекта Rublev.com Юрий Грымов. Выступая на радиостанции «Русская служба новостей», он отметил: «Если каждый пятый житель России готов к многоженству — это значит, что каждый пятый готов к разврату. Но какое может быть многоженство в стране, где 83% населения православные», — подчеркнул Ю. Грымов.


Нам было бы интересно узнать ваше мнение. Как вы считаете, можно ли разрешить в России многоженство? Проголосовать можно на странице опроса.


Родина инициативы по легализации многоженства — Кавказ

Первое официальное предложение законодательно закрепить обычай многоженства прозвучало из уст президента Ингушетии Руслана Аушева еще в 1999 году. Инициатива не получила одобрение Москвы: президент Ельцин отменил указ ингушского президента, по которому мужчина-гражданин этой кавказской республики получил право взять в дом вторую жену, если первая «не может иметь детей или рожает только девочек». В 2004 году последовала новая попытка, и снова из Ингушетии: депутаты от республики попытались провести поправки через Госдуму, но безуспешно.

С 2006 года к обсуждению присоединился Рамзан Кадыров. «В Чечне это необходимо, потому что у нас война, у нас, по статистике, больше женщин, чем мужчин. У нас это обязательно нужно, это важно для чеченского народа. Я это приветствую», — сказал он в интервью «Российской газете». По его мнению, не было даже необходимости вносить поправки в федеральное законодательство — достаточно просто разрешить многоженство в Чечне.

В последующие годы президент Чечни еще несколько раз возвращался к этому вопросу в своих интервью различным СМИ.

В 2014 году в Интернете была опубликована отсканированная копия документа под названием «Распоряжение главы Чеченской республики № 83-рг», датированного 5 июня. Первый пункт документа содержал следующее распоряжение: «Создать при муфтияте ЧР республиканскую комиссию по формирования у населения толерантного отношения к многоженству». Власти Чечни объявили опубликованный документ фальшивкой, а за имя автора фальсификации была назначена награда.

О том, что интернет-аудиторию попытались активизировать с помощью «вброса» т .н. фейка, отчасти свидетельствует формулировка второго пункта «указа»: «Предупредить всех руководителей о необходимости заключения второго (а в случае наличия второго — третьего) брака».

Шуточная акция, тем не менее, вызвала очередной всплеск обсуждения проблемы. 

Наконец, после недавних событий в Чечне руководитель администрации главы республики Магомед Даудов в интервью «Газете.Ru» заявил, что «хорошо бы легализовать многоженство».

«Я депутатом теперь не сижу, но хорошо бы, если бы многоженство легализовали. Но только чтобы по шариату все было: если мужчина может содержать еще одну жену, то почему нет? — пояснил Даудов. — Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать».

Судя по всему, дискуссия на эту тему далека от завершения.


Отношение к многоженству мировых религий

Иудаизм

В древности допускалось во избежание голода, вдовства или в случае женского бесплодия, а также в т. н. левиратном браке, когда брат должен был жениться и обеспечивать вдову своего брата. Запрещено у ашкеназских евреев. В современном Израиле официально запрещено, но запрет не касается тех йеменских евреев, которые до переезда в страну уже были многоженцами. По заключению раввината допускается двоеженство.

Христианство

С первых лет своего существования проповедует единобрачие. Многоженство запрещено. Даже второй после смерти предыдущей жены брак рассматривается как отступление от нормы.

Ислам

Коран допускает одновременно не более четырех жен (исключение составляют наложницы). К середине XX века в большинстве мусульманских стран многоженство было ограничено.

Индуизм

Допускается для представителей всех каст, за исключением низшей — шудр.

Буддизм

Вопрос о многоженстве не относится к вероучительным и никак не регулируется.

11
Вск
2016