Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Многолетний спор о «Сокровище гвельфов» продолжится в Верховном суде США

​Многолетний спор о «Сокровище гвельфов» продолжится в Верховном суде США

Распятие из «Сокровища гвельфов», фрагмент. Музей Боде, Берлин
А+
Распечатать
Фото: Wikipedia

В понедельник 7 декабря Верховный суд Соединенных Штатов приступил к рассмотрению иска, поданного наследниками еврейских арт-дилеров, о возвращении им предметов уникальной коллекции предметов средневекового церковного искусства, известной как «Сокровище гвельфов».

В

1935 году под давлением властей нацистской Германии это собрание было продано рейхсмаршалу Герману Герингу за 4,25 млн рейхсмарок. Истцы заявляют, что сделка о продаже коллекции была заключена не добровольно, а цена сделки оказалась заниженной.

О судебном разбирательстве, которое может положить начало целой волне реституционных исков в судах США, пишет британская The Guardian.


Могли ли еврейские арт-дилеры в 1930-е годы заключить справедливую сделку с Третьим Рейхом?

Спор о редкой коллекции средневекового церковного искусства, проданной еврейскими арт-дилерами из Франкфурта нацистам в 1935 году, продолжается уже больше десяти лет. Истцами выступают проживающие в Великобритании и США Алан Филлип и Джеральд Штибель, потомки двух из четырех арт-дилеров, объединившихся в консорциум для покупки «Сокровища гвельфов» в 1929 году за 7,5 миллиона рейхсмарок.

Филлип и Гтибель утверждают, что в 1935 году на фоне растущего государственного антисемитизма и реальной угрозы лишиться имущества и, возможно, свободы и самой жизни, их предки были вынуждены продать уникальную коллекцию по заниженной цене, с серьезным убытком для себя, за 15—35% реальной цены.

Истцы требуют вернуть сокровище, которое, по их мнению, оценивается примерно в 260 миллионов долларов.

Представители нынешнего владельца «Сокровища гвельфов», немецкой государственно-частной организации «Фонд прусского культурного наследия» (The Prussian Cultural Heritage Foundation), со своей стороны заявили, что Фонд принял на себя обязательства придерживаться Вашингтонских принципов в отношении конфискованного нацистами искусства, согласно которым с 1998 года он возвратил 2 тысячи редких книг и более 350 произведений художников, включая Эдварда Мунка, Винсента Ван Гога и Каспара Давида Фридриха.

По мнению фонда, при определении статуса «Сокровища гвельфов» должны применяться другие принципы. По словам президента фонда Германа Парцингера (Hermann Parzinger), предпринятые исследования показали, что еврейский консорциум пытался продать реликварии в США, изо всех сил пытаясь получить хорошую цену на арт-рынке, все еще не оправившемся после краха фондового рынка 1929 года.

Представители фонда утверждают, что продажа в 1935 году немецкому государству была результатом жестких, но справедливых переговоров, в результате которых дилер Сэми Розенберг (Saemy Rosenberg), помимо денежной суммы, получил также ценные артефакты из Берлинского музея. Эта сделка обмена была организована специально для того, чтобы обойти меры контроля за движением капитала.

«Наш фонд уже более 20 лет активно занимается реституцией, — рассказал Парцингер в комментарии для британского издания. — Главный вопрос, который мы задаем, — не было ли произведение из нашей коллекции изъято у предыдущего владельца в результате преследований». При этом, добавляет директор фонда, художественная ценность работы и ее важность для коллекции не имеют значения в этом процессе.

«Существует очень мало произведений [искусства], подлежащих реституции, документы которых ясно дают понять, что они не были изъяты в результате преследования, и среди них — “Сокровища гвельфов”. Продажа не была ни вынужденной, ни несправедливой», — утверждает Герман Парцингер.

В 2014 году «комиссия Лимбаха», немецкая экспертная комиссия, занимающаяся случаями нацистского грабежа предметов искусства и вопросами реституции, согласилась с Фондом прусского культурного наследия и отклонила претензии наследников. По мнению участников комиссии, нет никаких прямых свидетельств принуждения к сделке, а, если учитывать состояние антикварного рынка после биржевого краха 1929 года, уплаченная дилерам сумма является вполне приемлемой.

Распятие из «Сокровища гвельфов». Музей Боде, Берлин

Распятие из «Сокровища гвельфов». Музей Боде, Берлин

То, что дело, тем не менее, дошло до американских судов, является результатом редко используемой оговорки в законе США о суверенном иммунитете иностранцев, принятой в 1976 году. Хотя закон обычно запрещает иностранным государствам и их представителям подавать иски в суды США, в нем есть «исключение об экспроприации» для судебных исков, касающихся изъятия собственности «в нарушение международного права».

Истцы утверждают, что якобы принудительная продажа «Сокровища гвельфов» была нарушением международного права, поскольку она была частью политики Холокоста, который, по их мнению, начался с прихода к власти Гитлера в 1933 году и к 1939 году постепенно перерос в массовое планомерное истребление евреев.

Адвокат истцов, Николас О'Доннелл (Nicholas O’Donnell), в ходе предварительного разбирательства в октябре заявил, что решение о покупке «Сокровища гвельфов» было принято нацистскими руководителями в ходе посвященного этому вопросу совещания, а окончательное слово принадлежало лично Герману Геррингу. «Если такая принудительная продажа не является нарушением международного права, значит, ничто не является», — подчеркнул адвокат.

Два нижестоящих суда США согласились с доводами О'Доннелла, после чего Фонд прусского культурного наследия подал апелляцию в Верховный суд Соединенных Штатов. 


Что может помешать Верховному Суду США принять решение в пользу истцов?

По мнению некоторых юридических обозревателей, помешать принятию решения в пользу истцов может тот факт, что в этом случае американские суды могут столкнуться с резким ростом числа аналогичных исков, к чему юридическая система США может оказаться неготовой.

Например, Джонатан Фрейман, авторитетный американский юрист, специализирующийся на делах о культурном наследии, утверждает, что решение в пользу истцов может привести к тому, что Закон об иностранном суверенном иммунитете станут использовать для затягивания в судах США всех видов международных споров, далеко не только тех, которые касаются реституции произведений искусства или Холокоста.

«США долгое время полагались на то, что страны сами займутся своими правовыми делами, или споры будут урегулированы с помощью эффективных международных механизмов, — отметил Фрейман в своем комментарии для издания. — Данное постановление может изменить это».

По мнению Д. Фреймана, в случае принятия решения в пользу истцов возникнет ситуация, когда граждане иностранных государств смогут использовать американские суды для подачи в суд исков на свои страны в связи с предполагаемыми нарушениями прав человека или военного права, которые имели место в этих зарубежных странах. «И это, конечно, может привести к риску того, что иностранные государства решат сделать Соединенные Штаты ответчиком в своих судах за их историческую несправедливость», — опасается юрист.

Аналогичные опасения высказывают не только представители защити. Один из судей низшей инстанции, например, специально отметил, что «расширенное прочтение» норм об экспроприации имущества, «вероятно, создаст огромную нагрузку не только на наши суды, но, что более важно, на дипломатические отношения нашей страны с неограниченным числом иностранных государств».

Переносной алтарь графини Гертруды. Германия, ок. 1038 г. Кливлендский музей искусств

Переносной алтарь графини Гертруды. «Сокровище гвельфов», Германия, ок. 1038 г. Кливлендский музей искусств


Что такое «Сокровище гвельфов»

Коллекция предметов церковного искусства получила свое название в честь княжеского дома Гвельфов из княжества Брауншвейг-Люнебург. Гвельфами в Средние века в Европе называли сторонников политического течения в Италии XII—XVI веков, боровшегося за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния Папы римского. Свое название они получили от Вельфов, герцогов Баварии и Саксонии. К гвельфам по большей части принадлежало купечество, торговцы и ремесленники, хотя среди них было немало и аристократов. Их политическими противниками выступали гибеллины, сторонники императорской власти.

В 1929 году четыре еврейских арт-дилера приобрели коллекцию, которая тогда насчитывала 82 предмета, у герцога Брауншвейгского. Современная коллекция содержит 42 предмета, созданных в период с XI по XV века, большую часть которых составляют реликварии — выполненные из золота, серебра и драгоценных камней ковчеги для хранения частиц мощей святых, привезенных из Крестовых походов. 

Предметы из сокровищницы были выставлены в Соединенных Штатах в 1930-31 годах. Кливлендский художественный музей приобрел девять произведений искусства, еще большая часть коллекции была продана другим музеям и частным коллекционерам.

С 1963 года коллекция экспонировалась в Берлинском музее декоративного искусства, а сейчас является частью экспозиции берлинского Музея Боде. На сегодняшний день «Сокровище гвельфов» внесено в список тех предметов, которые не могут покидать Германию без особого разрешения министра культуры.


Последние новости
​Президент Танзании утверждает, что коронавирус лечится молитвой, в то время как больницы в стране переполнены

Международные наблюдатели опасаются, что политика президента Джона Магуфули может подорвать программу вакцинации в Африке, а Танзания превратится в источник распространения новых форм Covid-19.

3 марта 2021
315
​​Для реконструкции шпиля Собора Парижской Богоматери специалисты ищут подходящие деревья по всей стране

На восстановление шпиля в его историческом облике понадобится древесина по крайне мере тысячи дубов с прямыми стволами высотой не менее восьми метров и возрастом от 100 до 150 лет.

1 марта 2021
686
6
Суб
2021