Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Лазарева Суббота: чудо и обетование Воскресения

Лазарева Суббота: чудо и обетование Воскресения

Воскрешение Лазаря
А+
Распечатать
Фото: Церковь Св. Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине

Накануне закончился Великий пост. Наступают самые священные дни для всех православных христиан, когда Церковь вспоминает страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. Первым днем, предваряющим события Страстной Седмицы и одновременно возвещающим христианам о грядущей победе Христа над смертью, является Лазарева Суббота. В  этот день христиане празднуют самое великое чудо, совершенное Христом во время Его земной жизни — воскрешение из мертвых человека, умершего четыре дня назад.

Его звали Лазарь. Он жил со своими сестрами Марией и Марфой в пригороде Иерусалима в селении под  названием Вифания. Господь Иисус Христос был дружен с Лазарем и его сестрами. Трижды в год, как требовал того Закон Моисеев, Он со своими учениками приходил в Иерусалим на религиозные праздники и гостил в доме Лазаря. И вот случилось так, что Лазарь заболел и умер.

О дальнейших событиях повествует евангелист Иоанн. Пока друзья семьи Лазаря известили Христа о случившемся, и Он пришел в Вифанию, прошло уже четыре дня с момента смерти Лазаря. Первой встретила Христа не смогшая усидеть на месте Марфа. Увидев Господа, она с горечью воскликнула: «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но  и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Марфа не видела во Христе Бога. Для нее, впрочем, как и для многих других, Он — всего лишь человек, великий пророк из Назарета, но не Бог. Христос, утешая Марфу, сказал, что Лазарь воскреснет, а воскресение Лазаря заключено в Нем Самом, в Иисусе Христе. Он есть источник нынешней жизни и грядущего воскресения всех людей. Марфа в ответ на слова Господа исповедовала Его Христом и Сыном Божьим.

Согласно иудейской традиции, Лазарь был похоронен в пещере, высеченной в скале. Христос велел открыть заваленный камнем вход в пещеру и громким голосом позвал: «Лазарь, иди вон!» И Лазарь, который умер четыре дня назад, не просто ожил, но и вышел из пещеры, хотя был обвит по рукам и ногам погребальными пеленами. Это было великое, невиданное доселе в Израиле чудо, хотя Израиль ранее знал чудеса воскрешения.
В Ветхом Завете пророк Илия воскресил сына вдовы из города Сарепта. Пророк Елисей воскресил сына богатой женщины в городе Сонаме. В Новом Завете, когда Господь проповедовал в Галилее — северной области Святой Земли — Он воскрешал умерших. Однако старейшины иудейского народа не замечали этих Его чудес, убеждая народ в том, что это чьи-то выдумки. Здесь же, на глазах иудеев, вблизи Иерусалима Иисус Христос воззвал из мертвых человека, который, по словам Марфы: «уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Такого Израиль еще не видел, и  отрицать случившееся было невозможно.


Современная Вифания (спуск в гробницу Лазаря в левом нижнем углу)

Seetheholyland.net (CC by-sa 2.0)Свершившееся чудо было столь значительно, что иудейские старейшины собрали Синедрион — орган власти, ведавший внутренними делами Иудеи после римского завоевания в I веке до Р. Х. Решение Синедриона было однозначно. Иисуса надлежало убить. Начальники иудейского народа не могли больше отрицать Его чудес. Они были должны либо признать, что Иисус есть Христос, а значит все, чему Он учит истинно, либо убить Его. Признать Иисуса Христом они не могли, поскольку это значило бы для них отказаться от своего образа жизни, положения в обществе и, что еще более важно, представлений о  Мессии и ветхозаветных заповедях в целом. При этом готовящееся убийство старейшины Израиля стремились прикрыть благим предлогом: заботой о сохранении Иудеей остатков независимости: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и  придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». Готовящееся убийство Христа начальники еврейского народа оправдывали предотвращением возможного народного восстания.

Для православных христиан значение чуда воскрешения Лазаря отнюдь не исчерпывается самим фактом свершившегося события и реакцией на него иудеев. Тропарь Лазаревой Субботы начинается словами: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже…» Для православных христиан воскрешение из мертвых Лазаря есть залог и свидетельство будущего всеобщего воскресения. Тот, Кто воздвиг из гроба уже изрядно подвергшегося тлению Лазаря, воскресит и  других людей, когда наступит час Его Второго Пришествия.

Важно понимать, что для иудеев сама проповедь Христа о всеобщем воскресении была чем-то неслыханным. Согласно ветхозаветным представлениям, души усопших попадали в  шеол, подобие ада. Можно сказать, что для собравшегося народа свершившееся чудо было «проповедью в действии». Христос проповедовал о всеобщем воскресении и, воскресив Лазаря, показал грядущую реальность этого события.


Спуск ко гробнице Лазаря в Вифании

Seetheholyland.net (CC by-sa 2.0)Учеников же Христа сотворенное Им чудо должно было укрепить в их вере в то, что Мессии Израилеву «должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и  книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22). Апостолы Христовы страшились предстоящих событий, они не могли поверить, что их любимый Учитель, в котором они признали и исповедовали Сына Божия, может умереть. Дабы укрепить и ободрить Своих учеников, Господь делает их свидетелями чуда воскрешения четверодневного Лазаря. 

Однако, главнейший смысл чуда воскрешения Лазаря раскрывает нам синаксарь Лазаревой Субботы: «Рыдаеши, Иисусе — сие смертного существа: Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения». Господь Иисус Христос есть Богочеловек. В  чуде воскрешения Лазаря во всей полноте раскрывается Его божество и  человечество. Как обычный человек, потерявший любимого друга, Он плачет, а как всемогущий Бог, единым словом вызывает из недр ада поглощенного смертью человека.

После произошедшего Господь еще некоторое время побыл в семействе Лазаря, а потом удалился в город близ иудейской пустыни называемый Ефраим. Приближалась Пасха, а значит, предстоял последний путь с учениками в Иерусалим.

После воскрешения из-за преследований со стороны иудеев Лазарь был вынужден бежать из Иудеи. Он жил на Кипре, где впоследствии стал епископом местной христианской общины. Скончался святой Лазарь, друг Господень, в 63 году по Р. Х. 

9
Птн
2016