Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Иракские христиане создают вооруженные отряды

​Иракские христиане создают вооруженные отряды

Иракские христиане создают вооруженные отряды
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

Террористы так называемого Исламского государства продолжают свои зверства в отношении христиан и представителей других религий. Суннитские экстремистские группировки сжигают церкви, жертвами радикальных исламистов стали тысячи иракцев.

В последнее время все больше христиан в Ираке готовы взять в руки оружие и присоединиться к вновь созданным отрядам самообороны для защиты своей веры. В своем стремлении вернуть деревни и города, откуда их изгнали боевики ИГИЛ, они не полагаются на центральное правительство в Багдаде или региональное правительство Куридстана, базирующееся в Эрбиле.

По словам Саада Саллума (Saad Salloum), политолога из университета аль-Мустансирия в Багдаде, чью позицию приводит "Deutsche Welle", появление христианских ополчений является частью более общей тенденции. Все в раздираемой войной стране практически все население вооружено. И все чаще христиане отступают от многолетней политики невмешательства. Спусковым крючком для запуска этого процесса стала волна террора против христианского населения Ирака в 2014 году.

Тем не менее, эксперт по Ираку из неправительственной организации «Общество защиты угнетенных народов» Камаль Сидо (Kamal Sido) считает, что христианские отряды самообороны не являются новым явлением для страны. «Периодически повторяющиеся атаки на церкви начались после американского вторжения в 2003 году, — приводит издание его слова. — И, несмотря на то, что тогда ИГИЛ еще не существовало, экстремисты уже нападали на христианские святыни».

Он отметил, что в значительной степени государственная власть в стране рухнула после американского вторжения.


Христиане чувствуют себя загнанными в угол

Когда-то по берегам рек Тигр и Евфрат жили около полутора миллионов христиан. После начала гражданской войны, длящейся до сих пор, сотни тысяч бежали за границу или в другие регионы страны. 

Те, кто в начале боевых действий бежал из Багдада и Басры на юге страны, нашли убежище в Мосуле или на Ниневийской равнине. Но сейчас эта территория также контролируется боевиками «Исламского государства». Поэтому многие христиане бежали дальше, на север — в Дохук и другие города в курдских районах.

«Если эти места также будут атакованы, куда еще бежать людям?» — задается вопросом К. Сидо.

Большинство христиан не собираются дожидаться этого момента. Они не могут полагаться на слабые армии центрального правительства в Багдаде. По отношению к курдским отрядам «пешмерга» (от курдского پێشمەرگە — буквально «тот, кто противостоит смерти»; вооруженные силы автономного региона иракский Курдистан. — Ред.) многие также испытывают недоверие.

Поэтому начиная с 2014 года возникло несколько христианских боевых подразделений — такие как «Вавилонская бригада», «Вооруженные силы Ниневийской равнины» и «Двех Науша» (от арамейского ܕܒܝܚ ܢܦܫܐ — «тот, кто жертвует». В каждом из этих вооруженных формирований насчитывается по несколько сотен человек.

Слишком слабы, чтобы бороться в одиночку

У этих ополченцев, по мнению Саада Саллума, есть три варианта: они могут сражаться под контролем курдов, они могут бороться за центральное правительство — или, заручившись международной поддержкой, они могут попытаться действовать самостоятельно. Последний вариант вряд ли представляется реалистичным: небольшие отряды христианского ополчения слишком слабы. Но если они слишком тесно станут взаимодействовать с Багдадом или Эрбилем, они могут оказаться втянутыми в борьбу за власть между курдским региональным правительством и центральной властью, находящейся под контролем арабов-шиитов.

Багдад хочет сохранить контроль над богатым нефтью курдским севером, в то время курды хотят управлять своими собственными делами самостоятельно.

Среди самих христиан также произошло разделение. «Вавилонская бригада» заключила союз с шиитскими формированиями. Ее командир Райан аль-Кайдани заявляет, что его главной целью является освобождение Мосула. Подразделение приняло участие в боях за оплот суннитов — город Тикрит, а также в вооруженных столкновениях в провинции Салахуддин.

В отличие от «Вавилонской бригады», «Двех Науша» и «Вооруженные силы Ниневийской равнины» взаимодействуют с курдскими вооруженными формированиями.

Борьба за власть между курдами и арабами — не единственная проблема для христиан. Не меньшую сложность представляют внутренние противоречия и расколы. В регионе присутствуют халдейские, арамейские, ассирийские и многие другие христианские церкви.

«Даже среди христиан есть разные точки зрения. В условиях борьбы против исламского государства это трагедия», — признает К. Сидо. Эксперт призывает к единству — как среди христиан, так и среди иракцев.

«Ни региональному правительству в иракском Курдистане, ни центральному правительству в Багдаде нельзя позволить урегулировать свой спор за счет христиан», —цитирует издание его мнение. Он сказал, что приветствует тот факт, что курды выступили за более широкое присутствие в политике христианских объединений, партий и церквей. Это, по мнению эксперта, создает условия для доверия.

Опасность религиозных вооруженных формирований

«Иракские христиане имеют право на самозащиту, — заявил недавно глава Халдейской церкви патриарх Вавилона Халдейского и архиепископ Багдадский Луис Рафаэль I Сако в интервью для “Al-Monitor”. — Тем не менее, государство, которое несет ответственность за защиту и безопасность своих граждан, должно нести ответственность и за это». Первоиерарх Халдейской церкви пояснил, что вооруженное ополчение, сформированное исключительно по этническому или религиозному признаку, уничтожит страну.

Саад Саллум признает, что эта озабоченность является обоснованной. Если каждая группа будет полагаться только на свои собственные боевые отряды, пропасть между арабами и курдами, между суннитами, шиитами, христианами и езидами будет только расти, считает иракский политолог. А что в конечном счете играет на руку суннитским экстремистам из «Исламского государства».

Камаль Сидо тоже осознает этот риск, но не видит для христиан альтернативы участию в борьбе против ИГИЛ. «Противостоять исламистам должен каждый», — подчеркнул эксперт.

11
Вск
2016