Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Иоанно-Предтеченскому монастырю вернули десять уникальных икон XVI века

Иоанно-Предтеченскому монастырю вернули десять уникальных икон XVI века

Иоанно-Предтеченскому монастырю вернули десять уникальных икон XVI века
А+
Распечатать
Фото: Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Иоанно-Предтеченскому ставропигиальному женскому монастырю г. Москвы вернули десять икон пророческого ряда из иконостаса первой соборной церкви обители, сообщает «Монастырский вестник».

Иконы хранились в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике и имели статус движимых объектов культурного наследия федерального значения.

Отмечается, что сбор необходимых согласований и разрешений продолжался больше пяти лет.

В соответствии с требованиями инструкции хранения музейных ценностей иконы для доставки в монастырь сопровождал специальный автомобиль с охраной.

Все иконы, кроме образа пророка Иеремии (реставрация проведена в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры), требуют серьезной и дорогостоящей реставрации, которая будет проводиться в Государственном научно-исследовательском институте реставрации под руководством В.В. Баранова.

После реставрации иконы перенесут в собор монастыря и поместят в специальные киоты для молитвенного поклонения.

Как иконы оказались в Трице-Сергиевой лавре

Иоанно-Предтеченский монастырь, расположенный в центре Москвы, основали в XV веке. В 1812 году он оказался в центре пожара и выгорел дотла. После этого монастырь упразднили и долгое время не восстанавливали. В 1860—1879 годах обитель заново отстроили в стиле нео-ренессанс.

После разборки соборного храма Иоанновского монастыря в 1860 г. иконы из иконостаса передали в Московское епархиальное училище иконописания и ремесел. Оно было открыто в Москве в 1873 г. и до второй половины 1885 г. располагалось на Ордынке.

В 1877 г., как следует из докладной записки председателя Совета училища протоиерея А.И. Ключарева, «ученики училища приступили к иконописным работам, а образцов иконописи при училище не имеется».

Руководству училища было известно, что «в некоторых московских приходских и особенно кладбищенских церквах имеется много икон, совершенно лишних для церквей и хранящихся в ризницах без употребления. Многие из таких икон могли бы быть образцами и руководством для обучающихся иконописанию».

Первыми образцами для иконописцев стали древние иконы из Иоанновского монастыря. В октябре 1877 г. митрополит Московский Иннокентий (Попов-Вениаминов) удовлетворил просьбу Совета училища о передаче икон, и вскоре в училище доставили 128 икон.

Праотец Иаков, одна из икон, возвращенных Иоанно-Предтеченскому монастырю

Фото: Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырьСовет постановил «сделать разборку икон» и решить, «какие из икон могут быть оставлены для руководства при иконописи», а какие «по ветхости не могут быть полезными для учеников» ― их предлагалось уничтожить. Все годные для нужд училища иконы требовалось занести в опись «с кратким описанием их, указанием меры, времени поступления и откуда поступили». Это распоряжение выполнили 11 декабря 1877 г. ― именно эта дата написана на оборотах икон.

В 1885 г. училище перевели в Троице-Сергиеву лавру, его учебные классы располагались в Казначейском корпусе. Вместе с остальным имуществом училища, со всеми «учебными пособиями и принадлежностями, относящимися до иконописания», в лавру перевезли иконы из Ивановского монастыря. Десять икон пророков в «ветхих сребропозлащенных тисненых басменных окладах» вошли в число 58 икон, которые смотритель лаврской живописной школы иеромонах Симеон отобрал на складе Московского епархиального училища иконописания в Москве. Так 27 октября 1885 г. храмовые образы Ивановского монастыря оказались в Троице-Сергиевой лавре.

Большинство сохранившихся икон древнего иконостаса храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре (всего их известно 18) датируются XVI в. Историк В.М. Сорокатый отнес их живопись к «наиболее аристократическому слою столичного искусства» 1570-х гг. Их создание, по предположению искусствоведа А.Л. Баталова, связано с особым вниманием царя Ивана IV Грозного к обители, посвященной его патрональному святому.

На основании данных Описи 1701 г. А.Л. Баталов сделал вывод: «Таким образом, во второй половине XVI в. в соборе существовал типичный для того времени иконостас, в котором, кроме местных икон, присутствовали деисусный, праздничный и пророческий чины». Этот иконостас, состоявший из местного, полнофигурного деисусного, праздничного и поясного пророческого чинов, относился к наиболее распространенному типу высоких иконостасов XV ― середины XVII вв.

В настоящее время еще четыре иконы из деисусного ряда находятся в Государственном Русском музее и две иконы ― в Национальном музее Стокгольма. Все эти иконы из иконостаса древней соборной церкви являются единственными сохранившимися памятниками монастыря.


1 декабря 2015
​Православные волонтеры возвращают жизнь в заброшенное село в Новгородской области
1 декабря 2015
​В Иерусалим из Украины вернулась икона Успения Богородицы
9 сентября 2015
​Вятской епархии возвращены останки архиепископа Ионы (1674—1699), одного из ее создателей
Последние новости
Новости по теме
17
Втр
2018