Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Иконы по образцам XVIII века воссоздали для придворного храма Ораниенбаума

Иконы по образцам XVIII века воссоздали для придворного храма Ораниенбаума

Ораниенбаум. В западном павильоне располагается дворцовый храм во имя св. Пантелеимона
А+
Распечатать
Фото: Canes (CC by-sa 3.0)

Специалисты воссоздали еще 16 икон для придворной церкви во имя великомученика и целителя Пантелеимона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме, сообщает «Интерфакс-религии».

«Мы идем к завершению восстановления интерьеров храма. Надеемся открыть его этим летом. Мы планируем здесь суперсовременную мультимедийную экспозицию об истории храма», ― рассказала агентству директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

Она добавила, что по окончании работ храм освятят и богослужения в нем будут совершать раз в год ― на престольный праздник, для сотрудников музея. Служить в Пантелеимоновском храме будут клирики собора святых апостолов Петра и Павла в Петергофе.

Комплексная реставрация церковного павильона началась в 2000-е гг.

Для воссоздания настенной живописи используются фотографии церковного интерьера 1930-х годов, а также, если необходимо, тщательно отобранные исторические аналоги: произведения западноевропейской гравюры и русские живописные иконы середины XVIII века на эти сюжеты.

В советское время здесь располагалась картографическая служба Балтийского флота, объем помещения разделили на несколько этажей. В процессе разборки межэтажных перекрытий специалисты нашли подлинные детали интерьера, которые законсервировали. На некоторых местах с утраченной лепниной сохранился карандашный рисунок, возможно, руки самого Антонио Ринальди. При воссоздании иконостаса изучили другие работы его автора Ивана Зарудного: иконостасы Петропавловского собора Петропавловской крепости и Преображенской церкви в Таллине.

С 2015 года на свои исторические места в храме переместили 13 воссозданных живописных образов иконостаса, включая запрестольный образ. Также специалисты закончили воссоздание восьми образов святителей Церкви, образовывавших нижний ярус настенной живописи храма. К 2018 году завершилась работа еще над 16 иконами второго и третьего ярусов храма.

Оригинальные настенные композиции этих двух ярусов выполнили во второй половине XVIII века, они включали полный цикл двунадесятых праздников, который замыкала композиция «Сошествие Святого Духа» в верхнем киоте иконостаса.

«В отличие от большинства петербургских православных храмов XVIII века, где живописно-иконное убранство сосредотачивалось в основном в монументальных иконостасах, в ораниенбаумском церковном павильоне настенные и алтарные образы объединялись в гармоничное эстетическое и смысловое целое», ― приводит агентство слова ведущего специалиста по изучению объектов культурного наследия архитектурного отдела ГМЗ «Петергоф» Марины Павловой.

Настенные иконы праздничного цикла дополняли несколько сюжетов из Евангелия и Деяний апостолов, в том числе редкий для православной иконографии сюжет «Видение апостола Петра (Видение нечистых животных)», в котором утверждается духовное равенство людей перед Богом и общий путь к спасению для всего человечества.

В планах реставраторов ― воссоздать утраченное живописное убранство верхних ярусов храма: восемь образов апостолов со сценами мученичества в простенках окон второго света и семь образов Страстей Христовых, расположенных над окнами в небольших фигурных киотах.

Отмечается, что церковный павильон будет открыт для посетителей только в летнее время: храм был задуман как летний, и стены его очень тонкие, а отопление будет губительно для внутреннего убранства.

Во дворце была также зимняя церковь, но по ней не сохранилось вообще никаких материалов, поэтому ее воссоздание невозможно.


Ораниенбаумская придворная церковь

Ораниенбаумскую придворнцю церковь, занимающую западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построил первый владелец Ораниенбаума князь Александр Меншиков.

Церковь освятили 3 сентября 1727 года.

За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз.

Главным украшением интерьера был великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей.

Ораниенбаумская придворная церковь

Фото: Alexander2018 (CC by-sa 4.0)На рубеже 1740-х ― 1750-х гг., при великом князе Петре Федоровиче, началась реконструкция дворцовой церкви под надзором обер-архитектора императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли.

В конце 1750-х гг. первоначальные стенные росписи заменили живописными иконами на холстах.

К концу XVIII века окончательно сложился облик интерьера придворной церкви, когда ее стены украсили лепными гирляндами, рокайлями, головками херувимов, выполненными по проекту Антонио Ринальди. Лепной декор служил обрамлением для 39 стенных картин, расположенных в несколько ярусов.

Последнюю серьезную реконструкцию интерьер храма пережил в 1897-1898 годах.

В 1930-е годы Большой Меншиковский дворец передали Гидрографическому отделу Балтийского флота, а сам храм переоборудовали под мастерские. Его внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас и снятые со стен живописные образа перевезли в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

В настоящее время интерьеру храма возвратили его исторический облик конца XIX века.


11 января 2018
В Стамбуле после реставрации открылась «железная церковь»
18 июля 2017
В Иерусалиме после реставрации открывается Сергиевское подворье
23 ноября 2016
Демонтирован домовый храм в украинской Генпрокуратуре
Последние новости
Новости по теме
16
Пнд
2018