Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Икона Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» вернулась в Вятский музей после 53 лет реставрации

​Икона Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» вернулась в Вятский музей после 53 лет реставрации

Икона Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» вернулась в Вятский музей после 53 лет реставрации
А+
Распечатать
Фото: Rublev.com / снимок экрана

В апреле Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря сообщил о завершении масштабного проекта реставрации, который длился более полувека.

С

пециалисты центра восстановили образ «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, в житии» XVI века, который происходит из Вятского Успенского Трифонова монастыря. Теперь икона возвращена в Вятку, где она будет храниться в Вятском художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых.

Об этом пишет The Art Newspaper Russia.


Полвека реставрации: это много или мало?

Столь долгие сроки реставрации в Центре им. Грабаря объяснили очень плохим состоянием иконы, когда ее привезли в Москву в 1968 году. Плесень, главный враг древних икон, к тому времени поразила фактический весь образ целиком: ею были пропитаны древесина, паволока (матерчатая основа грунта), левкас (грунт) и, наконец, красочный слой.

Процесс также усложнял тот факт, что в конце XIX века икону полностью записали масляными красками в так называемой академической манере. Плюс за те 400 с лишним лет, что образ простоял в иконостасе Успенского храма Трифонова монастыря, его несколько раз поновляли с разной степенью аккуратности и мастерства.

Задачи, которые стояли перед реставраторами, были настолько сложными, что некоторые этапы восстановления просто не могли быть реализованы в то время: еще не существовало таких технологий. В результате лишь спустя почти 30 лет реставрационных работ, в 1997 году специалистам удалось просто раскрыть часть подлинной живописи. А почти полностью образ был восстановлен в 2010 году, но тогда в его судьбу вмешались драматические обстоятельства: в ВХНРЦ случился пожар.

К несчастью, икона находилась в помещениях, которые испытали на себе наиболее катастрофическое воздействие огня. Лишь обрушившийся в какой-то момент потолок, накрывший икону и отчасти защитивший ее от огня, а затем и от воды из пожарных гидрантов, спас образ от окончательного уничтожения.

О том, в каком виде обнаружили икону сотрудники Центра им. Грабаря после того, как пожар был потушен, впоследствии рассказала в своей книге художник-реставратор, работавшая с иконой последние годы, Наталья Фоломешкина. «Состояние иконы было столь трагично, что некоторое время стоял вопрос о самой возможности ее восстановления», — призналась она.

Новый этап реставрации продлился еще десятилетие. Реставраторам удалось устранить некоторые повреждения. Путем сложнейших экспериментов они, например, постепенно подобрали вещество, которое позволило восстановить авторскую олифу, пострадавшую от огня и воды, определили состав клея, чтобы зафиксировать паволоку, местами полностью отошедшую от доски.

Однако, несмотря на огромный опыт сотрудников центра, несмотря на постоянный поиск технических решений, в какой-то момент эксперты были вынуждены признать, что восстановить икону полностью не удастся.

В результате на образе остались «шрамы» — фрагменты, где живопись, а порой и паволока с левкасом оказались утрачены навсегда. Их оставили, лишь немного тонировав.

...И еще два года паузы. Почему икону не передали в Вятку сразу после реставрации

Уже после завершения всех основных реставрационных работ икона еще довольно долго оставалась в Москве. «Два года после окончания реставрационных процессов эта работа находилась здесь под наблюдением. Мы очень внимательно смотрели на протяжении этого времени, не будет ли происходить каких-то деструктивных процессов. Мы убедились в том, что она стабильна, ее можно транспортировать и использовать в экспозиции музея», — приводит слова директора Центра им. Грабаря Дмитрия Сергеева со ссылкой на РИА «Новости».

Особенно ценным результатом реставрации можно признать тот факт, что, несмотря на перенесенные испытания, теперь образ находится в столь стабильном состоянии, что не потребует никаких особенных условий хранения в Вятском музее. О том, когда образ будет выставлен в экспозиционных залах музея, пока не сообщается.

Директор Вятского художественного музея Анна Шакина выразила благодарность коллективу Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря за спасение уникального древнего образа. «Мы благодарны за сложный, кропотливый, требующий огромного времени и любви труд. Икона “Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, в житии” входила в число самых древних монастырских икон, пожертвованных в Москве вскоре после основания обители, и была привезена в Хлынов в монастырь первым настоятелем, преподобным Трифоном Вятским», — отметила она.

Согласно описи Трифонова монастыря 1601 года и более поздним документам, в Успенском соборе Вятки находился почитаемый образ, привезенный из Москвы при царе Федоре Иоанновиче (1557—1598) — третьем сыне Ивана Грозного. Искусствоведы предполагают, что «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, в житии» может быть иконой, написанной по заказу царской семьи в честь небесного покровителя Ивана IV, святого Иоанна Крестителя, а затем пожертвованной в виде вклада в Трифонов монастырь.


16 ноября 2020
​Реставрация самого старого жилого дома в России начнется после 2022 года
5 февраля 2020
​Специалисты Центра Грабаря и Русского географического общества реставрируют Псалтырь, поднятую с затонувшего судна
9 сентября 2015
​Вятской епархии возвращены останки архиепископа Ионы (1674—1699), одного из ее создателей
Последние новости
​Третьяковская галерея выпустила очередной том научного каталога, посвященный древнейшим иконам, хранящимся в музее

Открывает издание описание центрального экспоната всей коллекции древнерусского искусства — великой православной святыни, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

24 мая 2021
0
​Пассажиры общественного транспорта Рима смогут воспользоваться бесплатной электронной библиотекой

Проект +Viaggi +Leggi (название можно перевести как «Путешествуй и читай») позволит пассажирам римского метро и автобусной сети скачать сотни наименований книг, аудиокниг и музыкальных треков.

17 мая 2021
10337
Новости по теме
17
Птн
2021