Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Идея строительства православного храма в Рейкьявике вызвала недовольство части горожан

Идея строительства православного храма в Рейкьявике вызвала недовольство части горожан

Проект храма Святителя Николая в Рейкьявике
А+
Распечатать
Фото: Русская Православная Церковь в Исландии

Русская община Исландии ищет 2,5 миллиона евро на строительство православного храма в центре Рейкьявика. Об этом сообщил РИА Новости настоятель Свято-Николаевского прихода Московского патриархата в Рейкьявике протоиерей Тимофей Золотуский. Землю для строительства храма мэрия Рейкьявика выделила еще несколько лет назад.

Один миллион евро приходу уже пообещала состоятельная московская благотворительница, но всего на храм, который станет «первым православным храмом в самой северной столице мира», нужно 3,5 миллиона — стройматериалы и рабочая сила в Исландии дорогие.

«Мы рассчитываем только на отечественный бизнес, потому что исландский нам помогать не будет. У нас есть, например, контакты с арктическими регионами России, так как Исландия входит в круг арктических стран, и наши северные регионы в этом сообществе взаимодействуют. Может быть, какую-то помощь сможет кто-то из губернаторов оказать», — цитирует РИА Новости настоятеля прихода.

«Может быть, кого-то из представителей бизнеса не очень интересует идея воцерковления, но его может заинтересовать идея поддержать русскую культуру и образование на далеком севере. Но чтобы для себя ответить на вопрос, кому и зачем сегодня нужен первый православный храм в самой северной столице мира, лучше, конечно, приехать сюда, в Исландию, и видеть, чем живет русская община на этом красивом, но суровом острове», — рассказала агентству директор Культурно-духовного центра русскоговорящих соотечественников Анна Вальдимарсдоттир.


Противники строительства храма

«К нам приходили люди, заинтересованные в этом участке, предлагали его продать под отель или торговый центр, намекая на связи в мэрии Рейкьявика. А когда мы им вежливо объяснили, что земля принадлежит городу и не продается, вдруг появилась некая организация соседей, борющихся за красоту района — они высказали опасения, что храм не впишется в местную архитектуру, будет закрывать окружающие здания и не будет соответствовать духу Рейкьявика. Что он будет слишком красивым», — отметила А. Вальдимарсдоттир.

Инициативную группу возглавил местный архитектор, живущий в этом районе. Он писал обращения в мэрию и в газеты, активисты начали сбор подписей против строительства.

«Мы обратились к нашим соотечественникам, да и просто к соседям-горожанам. И собрали такое количество положительных отзывов, что не осталось темы для дискуссии», — вспоминает А. Вальдимарсдоттир.

Но на этом волнения и тревоги общины не закончились. «Были разбитые стекла, были разрисованные стены временного храма. Были даже попытки «покрестить» меня в другую веру (имеется в виду попытка переманить батюшку в другую ветвь христианства). Много чего было. Главное, что с Божией помощью выстояли. И посольство наше поддержало», — сказал о. Тимофей.


Православный приход Рейкьявика

Сейчас православные богослужения проходят во временном домовом храме, обустроенном в арендованном доме. За него община ежемесячно платит почти 2,5 тысячи евро. Как отмечает настоятель, в таких условиях скопить еще и какие-то деньги на строительство большого храма нереально.

«Это уже четвертое место в Рейкьявике, где мы молимся. Одно время молились в лютеранской часовне, потом — на территории посольства», — вспоминает протоиерей Тимофей Золотуский.

...Появилась некая организация соседей, борющихся за красоту района — они высказали опасения, что храм не впишется в местную архитектуру, будет закрывать окружающие здания и не будет соответствовать духу Рейкьявика. Что он будет слишком красивым.

Анна Вальдимарсдоттир, директор Культурно-духовного центра русскоговорящих соотечественников (Рейкьявик)

Первую православную литургию в постсоветское время здесь, в Исландии, совершил еще в 1995 году митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926—2003). Он приезжал, чтобы совершить крещение своей правнучатой племянницы. И по просьбе тогда еще немногочисленной русской общины совершил литургию.

«Наверное, это послужило каким-то толчком для наших сограждан задуматься, что не только хлебом единым жив человек и что можно сохранять православную веру, даже находясь далеко от родины», — сказал о. Тимофей.

По данным Статистического бюро Исландии, в этой 330-тысячной стране сейчас живут около 3,5 тысячи русскоязычных выходцев из России и бывших республик СССР. Впрочем, русский временный домовый храм посещают не только они, но и представители других поместных православных церквей — сербы, болгары, румыны, греки, православные поляки, т.к. своих храмов, даже временных, у этих общин нет.


Проект храма Святителя Николая в Рейкьявике

Фото: Русская Православная Церковь в ИсландииОфициально в Свято-Николаевском приходе зарегистрировано более 600 человек. На воскресную литургию обычно приходят 30-40 человек. А по большим праздникам в нынешний домовой храм не могут поместиться все желающие. Поэтому на большие праздники, когда приходят 200-300 человек, приход арендует лютеранский кафедральный собор на Пасху и католический — на Рождество.

Планируется, что при храме будет еще и Культурно-духовный центр русскоговорящих соотечественников.

«Рядом с храмом мы построим здание культурного центра для всех наших сограждан — здесь разместится наша русская библиотека и русская школа, которая в Рейкьявике работает уже 13 лет. Будут проводиться выставки, собрания и конференции», — рассказала РИА Новости Анна Вальдимарсдоттир.

Она добавила: «Работая над проектом храма, мы поняли, что надо развивать и культурно-социальную составляющую, общаться с людьми не только как с прихожанами. Многие ведь не являются православными».

Их общий с протоиереем Тимофеем Золотуским замысел заключается в том, что это будет своего рода форпост культуры, мост, который соединит русскую общину Исландии с Россией и знакомить саму Исландию с русским культурным наследием.

«Речь идет не только о религиозной организации. Русскоязычная община — это место, где подрастающее поколение, дети соотечественников приобщаются к корням нашей культуры, впитывают нравственные ценности, установки, которые мы принесли с собой. Потому что окружающая среда здесь немного отличается, задает другие векторы. Мы же несем с собой те самые традиционные ценности», — цитирует агентство о. Тимофея.

Мэрия Рейкьявика выделила православной общине престижный участок около городского порта, в туристическом центре старой части Рейкьявика еще несколько лет назад после долгих переговоров. Участок передан в аренду на 50 лет с возможностью последующего продления еще на 50. По словам настоятеля, это очень хорошее место: храм будет хорошо виден прибывающим кораблям и яхтам.

Пока, впрочем, на участке стоит только камень, заложенный в основание храма еще в мае 2011 года.

Его проект разработан в центре храмового искусства имени Андрея Рублева (ЦХИАР) под руководством Александра Солдатова, который был консультантом при строительстве кафедрального собора в Париже. Церковь в Рейкьявике будет не очень высокой — 22 метра (не считая креста).

Уже решено, что храм будет освящен в честь святителя Николая, чье имя с 2001 года носит приход в Рейкьявике.

«Тогда возник вопрос, в честь какого праздника или святого освятить приход. Был выбран святитель Николай, потому что он покровитель моряков и путешественников. Кроме того, в средневековой Исландии он был одним из наиболее чтимых святых. До Реформации (когда почитание святых было запрещено), большое число храмов было посвящено этому святому. Известно также, что в соседней Гренландии, когда там находилась учрежденная викингами епископская кафедра, деревянный кафедральный собор был также освящен в честь святителя Николая», — объяснил агентству о. Тимофей.


Религия Исландии

Основная конфессия Исландии — евангелистская лютеранская церковь Исландии, которая стала официальной в 1540 году (тогда Исландия принадлежала Дании), ее исповедуют 92,2 % от всего населения страны. Также население исповедует католицизм и другие лютеранские церкви.

Результаты опроса, опубликованного в начале 2016 года показывают, что меньше половины исландцев считают себя религиозными и более 40% молодых людей считают себя атеистами. Религия более распространена за пределами Рейкьявика. Так 56.2% опрошенных жителей столицы идентифицировали себя как христианами. На остальных территориях страны доля христиан 77-90%. Так же опрос показал разницы в религиозности поколений. Ни один из опрошенных молодых людей (до 25 лет) не верит в библейскую историю создания Земли.

Православие в Исландии представлено в стране четырьмя православными патриархатами: Константинопольским, Московским, Сербским и Румынским.

На конец 2013 г. численность православных составила более 900 человек, что составляет 0,28 % от численности населения страны.


27 января 2016
​Исландия признана самой нерелигиозной европейской страной
3 ноября 2015
​Первый в Англии Троицкий приход собирает средства для покупки церковного здания
1 апреля 2015
В Исландии подходит к завершению строительство языческого храма
4
Вск
2016